Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога


Ряза́нско-Влади́мирская узкоколе́йная желе́зная доро́га (Мещёрская магистра́ль, Ту́мская узкоколéйка) — узкоколейная железная дорога (ширина колеи 750 мм), открытая в 1901 году по направлению РязаньТумаВладимир и большую часть своей истории связывавшая промышленность Мещёры с железной дорогой широкой колеи на станции Тума. На момент открытия длина основного пути была 211 км. Мещёрская магистраль сыграла существенную роль в развитии покрытых лесом районов левобережья Оки. В 2011 году последний участок узкоколейной железной дороги был полностью демонтирован.[1]

В 1893 году к востоку от Криуши произошёл крупный низовой пожар, после которого было решено заготовить погибший лес на дрова. Для вывоза древесины была построена узкоколейная Ока-Пенкинская линия, начинающаяся от берега Оки, и за два года был вывезен весь лес.

На волне железнодорожного бума конца XIX века (строительство Транссибирской магистрали и многих других линий) было решено соединить Владимир с Рязанью узкоколейной железной дорогой общего пользования, частично использовав временную лесовозную трассу Ока-Пенкинской линии. Строительство началось в 1897 году, причём изначальный проект был переработан по просьбе купцов, и основная трасса прошла через город Спас-Клепики. Это удлинило линию на 20 км и потребовало сооружения 200-метрового деревянного моста через пойму реки Пра, однако впоследствии затраты окупились увеличением грузо- и пассажиропотока. В районе Спас-Клепиков открылись ватные фабрики, снабжавшие своим сырьём почти всю Россию. В 1898 году ветка была достроена до Тумы, а в 1900 — до Владимира. В 1901 году было открыто сквозное движение от станции Рязань-Пристань до Владимира (протяжённость линии — 211 километров).

Станция Рязань-Пристань находилась в заречных лугах за Окой к северо-востоку от Рязани. Из города на станцию пассажиры и грузы попадали по плашкоутному мосту. Полноценного моста через реку так и не было построено, что обусловило отсутствие транзитных перевозок по ветке. При строительстве был предусмотрен тот факт, что каждую весну часть железной дороги затапливалась во время разлива Оки. Отрезок пути между Рязанью-Пристанью и Шумашью примерно на 6 км уходил под воду. Начальная станция Рязань-Пристань также называлась Рязань-затопляемая, в паводок поезда ходили от станции Шумашь (Рязань-незатопляемая), однако в сильный паводок затопляло и её.

Примерно в 1924 году отрезок Тума — Владимир был переделан на колею 1520 мм и функционирует до настоящего времени. В период гражданской войны магистраль практически не пострадала, и в ходе индустриализации 1920-30-х годов обросла многочисленными боковыми ветками на лесозаготовки. Крупнейшей из них являлось ответвление на юг от разъезда Гуреевский до станций Голованова Дача и Чарусский лесозавод. На станции Курша-2, находившейся на этой ветке, летом 1936 года произошёл пожар, в результате которого по некоторым данным погибло более 1000 человек[2].