Мийо, Дариюс


Дарию́с Мийо́ (фр. Darius Milhaud; 4 сентября 1892, Экс-ан-Прованс — 22 июня 1974, Женева) — французский композитор, дирижёр, музыкальный критик и педагог, один из участников «Шестёрки». Мийо считается одним из самых плодовитых композиторов XX века — ему принадлежат 443 опусных сочинения. Творчество композитора отмечено влиянием музыкального фольклора, джаза и современных ему музыкальных течений.

Мийо родился в Экс-ан-Провансе в семье любителей музыки. Его родители — Габриэль Мийо (из семьи контаденских евреев) и Софи Аллатини (из сефардской еврейской семьи). Согласно генеалогическим изысканиям самого Мийо, его семья прослеживается вплоть до XV в., его предки уже тогда жили в Провансе[1]. Мать обладала сильным контральто (училась пению в Париже), а отец по его словам был «музыкантом в душе и был наделён очень верным музыкальным чутьём».

Музыкальное образование получил в Парижской консерватории, где обучался по классам скрипки, композиции (у А. Жедальжа и Ш. Видора) и дирижирования (у П. Дюка). Также Мийо частным образом занимался композицией с В. д’Энди. В консерваторские годы Мийо знакомится с будущими коллегами по «Шестёрке» — А. Онеггером и Ж. Тайфер. Онеггер позже вспоминал: «Он трудился рядом со мной, он спорил, рассуждал с такой находчивостью, дерзновенной смелостью, что просто потрясал всем своим поведением застенчивого юношу-провинциала, каким я был тогда»[2]. Любимыми композиторами Мийо в этот период были К. Дебюсси и М. П. Мусоргский. Мийо глубоко сожалел о чуждом, по его мнению, влиянии германского духа (Р. Вагнер) на французскую музыку в лице школы С. Франка (лозунг «Долой Вагнера» принадлежал именно Мийо). В австро-немецкой музыке он предпочитал венских классиков (В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, некоторые симфонии Г. Малера).

Первый серьёзный композиторский опыт Мийо относится к 1913 году: он написал Струнный квартет и на его премьере сам исполнил партию первой скрипки. На войну Мийо не был призван из-за слабого здоровья, некоторое время он работал во «Франко-бельгийском обществе», оказывавшем посильную помощь беженцам.

В 1916 году он отправляется в Бразилию в качестве секретаря Поля Клоделя — известного поэта, служившего на должности французского посла в этой стране. Дружба с поэтом началась в 1911 году, когда они познакомились в Париже: «Этот день положил начало долгому творческому содружеству (что было самым прекрасным в моей жизни музыканта) и драгоценной дружбе, которой я горжусь»[3]. Совместно с Клоделем Мийо создал около 30 сочинений. Во Франции была опубликована его переписка с поэтом, содержащая 299 писем[4]. После смерти поэта дружеские связи композитор продолжал поддерживать с вдовой, детьми и внуками Клоделя.