Микельсен, Кристиан


Петер Кристиан Херслеб Кьерков Микельсен (Peter Christian Hersleb Kjerschow Michelsen; 15 марта 1857 года, Берген — 29 июня 1925 года, Фана) — норвежский магнат судоходства и государственный деятель праволиберального толка. Он был первым премьер-министром независимой Норвегии с 1905 по 1907 год. Микельсен наиболее известен своей ролью в расторжении унии между Норвегией и Швецией в 1905 году, он был одним из самых влиятельных политиков в Норвегии своего времени.

Кристиан Микельсен был адвокатом и судовладельцем. В 1879—1884 годах занимался адвокатской практикой в Бергене, затем основал судовладельческую фирму. В 1892—1898 годах был мэром Бергена. В эти годы он приобрёл усадьбу Гамлехауген, где построил загородную резиденцию в виде баронского замка (в настоящее время замок является официальной резиденцией норвежской королевской семьи во время посещения Бергена).

Он стал членом парламента Норвегии (Стортинга) в 1891 году, представляя Либеральную партию («Венстрё»); председательствовал в конституционном комитете стортинга. Принадлежал к правому крылу партии, одной из его главных целей было создание коалиции партий из Консервативной партии («Хёйре») и Либеральной партии, которую он назвал Коалиционной партией. Он стал членом второго правительства Георга Фрэнсиса Хагерупа и был одним из самых сильных сторонников более жёсткой политики в отношении союза между Швецией и Норвегией.

На пике своей карьеры Микельсен занимал множество постов: был государственным советником с октября 1903 по март 1905 года, членом отделения Норвежского государственного совета в Стокгольме, министром финансов в 1904 году, премьер-министром с марта 1905 по октябрь 1907 года, министром юстиции до 1905 года, президентом Государственного совета в 1905 году, министром финансов в 1905 году, министром обороны с 1907 года.

В марте 1905 года, Микельсен заменил Фрэнсиса Хагерупа на пост премьер-министра и сразу же стал лидером движения за распад шведско-норвежской унии.

Формальным основанием для расторжения стал отказ короля Швеции Оскара II принять норвежские консульские законы, что привело к глубоким разногласиям и правительственному кризису в Норвегии. Шведское правительство уже несколько лет настаивало, что законы об иностранных делах должны были быть частью союзного договора, и, таким образом, консульские законы не могут быть приняты стортингом без согласия шведского риксдага (парламента). Шведы были готовы согласиться с норвежским стремлением к независимости в консульских вопросах, но они требовали, что Норвегия приняла требование, по которому уния действовала бы в течение 90 лет, при этом министр иностранных дел будет шведом. Это, по мнению норвежцев, являлось бы признанием того, что Швеция имеет превосходство в унии. Хотя это превосходство существовало в реальности, норвежцы не хотели, чтобы закрепление неравных отношений произошло на формальной, правовой основе.