Микерин


Микери́н (Менкаура́) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 2514 — 2486 годах до н. э.; из IV династии.

О Микерине, кроме легенд, мало известно. Согласно Геродоту и Диодору, он был сыном Хеопса (Хуфу) и, следовательно, приходился Джедефра братом. Возможно, когда умер его отец, он был совсем маленьким, а когда завершилось правление его брата Джедефра, ему исполнилось всего девять или десять лет. Поэтому Хефрен смог занять престол. После смерти Хефрена Микерин возмужал и смог заявить о своих правах на престол.

Вообще, народная и античная традиция пытались выставить Микерина полной противоположностью отцу и деду — другим строителям пирамид в Гизе. Он характеризуется как добрый и справедливый правитель. Диодор пишет: «Микерин, которого некоторые называют Менхерином, сын построившего первую пирамиду (Хеопса). Он взял на себя строительство третьей пирамиды, но умер прежде, чем завершилось строительство… Он, говорят, ненавидел жестокость своих предшественников и стремился жить в мире, совершая благодеяния своим подданным и делая много другого, что могло бы вызвать у простого народа расположение к себе, а также тратил немалые средства на общественные дела, давая дары тем из достойных людей, кого, как казалось, в судах рассудили не должным образом (при его предшественниках)».[1] Геродот сообщает: «Затем (после Хефрена) царём Египта, по словам жрецов, стал Микерин, сын Хеопса. Ему не по душе были отцовские деяния. Он открыл храмы и освободил измученный тяготами народ, отпустив его трудиться [на своих полях] и приносить жертвы. Он был самым праведным судьёй из всех царей, за что его особенно восхваляют египтяне среди всех когда-либо правивших над ними царей. Ведь он был не только судьёй праведным, но даже давал деньги из своего добра недовольным его приговорами, чтобы удовлетворить их просьбы».[2]

Возможно, эти рассказы о милосердном характере фараона отчасти вызваны тем фактом, что построенная им пирамида — третья из великих пирамид Гизы — гораздо меньше двух других. В поздний период посетители, испытывающие благоговение перед этими памятниками, совершенно безосновательно утверждали, что деспотичные правители возвели две первые пирамиды за счёт счастья своих подданных. Поэтому казалось очевидным, что строитель третьей пирамиды умышленно удержался от угнетения своего народа таким строительством, а следовательно, обладал более милосердным нравом. Однако независимо от того, время ли так превознесло доброту фараона или же он на самом деле был столь милостлив, как передаёт народная молва, нет сомнений, что ему хватило ума не только довольствоваться задуманной и построенной пирамидой гораздо меньшего размера, но ещё и возвести её так близко к пирамидам отца и дяди, что невозможно было их не сравнивать[3].


Погребальная камера Менкаура сегодня, и как она была обнаружена с ныне потерянным саркофагом