Джедефра


Согласно Саккарскому и Абидосскому спискам и, вероятно, также Туринскому папирусу (хотя на самом деле имя в нём не сохранилось), преемником Хуфу стал Джедефра или Раджедеф. Последнее прочтение представляется более вероятным, поскольку Манефон передаёт его имя как Ратоисе(с)[1], а Эратосфен называет его Рагосисом. Этот Ратоисес у Манефона находится не только после Суфиса [II] (Хафра), но и после Mенхереса (Менкаура). Видимо, поздние античные авторы, полагая, что строители огромных пирамид Гизы должны были править друг за другом, поместили Джедефру после Менкауры. Два жреца, осуществляющие заупокойные службы в его честь во времена возрождения его культа при XXVI династии, называют царей в следующей последовательности: Хуфу, Хафра, Джедефра. Большинство египтологов, предпочитая доверять в этом случае более ранним спискам, считают его старшим сыном и, по всей видимости, преемником Хуфу. В сказках папируса Весткар упоминается сын Хуфу царевич Хорджедефр (Джедефхор)[2], которого вполне можно отождествить с этим фараоном. Царевич Сехемкара сообщает, что он жил при Хафре, Менкауре, Шепсескафе, Усеркафе и Сахуре, и не упоминает Джедефру после Хафры или Менкауры. С другой стороны, его имя не упоминается и в надписи царицы Мертититес, которая сообщает о её родстве со Снофру, Хуфу и Хафрой. Однако это могло быть вызвано семейной враждой. Имя Джедефры в царском картуше вместе с рабочими пометками строителей найдено на известняковой перекладине, закрывавшей «док» с солнечной ладьёй Хуфу, значит, он «контролировал» погребение отца и, следовательно, правил после него[3].

Туринский царский папирус отводит Джедефре 8 лет правления, но этот документ в части листа, касающейся IV династии, фрагментарен и имя Джедефры там не сохранилось. Манефон приписывает своему Ратоисесу 25 лет, однако числа, которые он приводит, говоря об этой династии, совершенно необоснованны. На каменных блоках перекрывающих яму с солнечной ладьёй фараона Хуфу, наряду с картушем Джедефры, сохранилась и дата — «11 раз счёта». Имеется в виду подсчёт крупного рогатого скота с целью взимания налогов. Однако эти подсчёты, обычно проводящиеся раз в два года, иногда могли проводиться и каждый год. Соответственно эта дата могла указывать на любой год правления фараона, начиная с 11-го и заканчивая 22-м. К тому же непонятно на чьё время правления она указывает — Хуфу или Джедефры.