Усеркаф


Усеркаффараон Древнего Египта, правил приблизительно в 2494 — 2487 годах до н. э., основатель V династии.

Царствование Усеркафа мало изучено, поскольку очень незначительное число памятников сохранилось с тех времён. Происхождение Усеркафа и отношение его к предыдущей IV династии теряется в глубине веков. Манефон утверждал, что местом происхождения V династии является Элефантина, лежащая на самом юге страны, однако на чём основано это утверждение не известно. Согласно сказке папируса Весткар родиной V династии является местечко Сахебу, по-видимому, находящееся в Дельте, недалеко от Гелиополя, в Летопольском номе (второй ном Нижнего Египта).

В папирусе Весткар сохранилось древнее предание о происхождении V династии. Однажды к строителю Великой пирамиды фараону Хуфу пришёл старый провидец, или чародей, по имени Джеди. Показав ему несколько чудес, он произнёс пророчество. Джеди сказал, что в городе Солнца Оне (Гелиополе) живёт жрец солнечного бога Ра, которого зовут Усерра. Жена жреца Реджедет скоро должна разрешиться от бремени. Она родит троих сыновей, отцом которых является не кто иной как солнечный бог. Старший из трёх сыновей станет верховным жрецом солнца, а позже каждый из братьев в своё время станет фараоном.

Несмотря на то, что папирус Весткар датируется эпохой гиксосов (то есть отдалён от V династии огромным периодом времени приблизительно в 1000 лет) и по своей сути является не чем иным, как сборником сказок, но особое почитание бога Ра, главного бога Гелиополя, во времена фараонов V династии делает эту версию более предпочтительной. Вообще, согласно сказке, приход к власти первых трёх фараонов V династии — Усеркафа, Сахура и Какаи — ставится в тесную связь с культом бога Ра. Об этом совершенно определённо говорят следующие моменты сказки:

Сказка папируса Весткар противопоставляет царей, родившихся от Реджедет, Хуфу и его роду, то есть, выражаясь современными историческими терминами, противопоставляет V династию IV династии. Это видно из следующих моментов сказки:

Это противостояние как бы подтверждает и устное народное предание, записанное Геродотом и Диодором, утверждающее, что фараоны IV династии своими непомерными налогами и трудовыми повинностями окончательно довели народ, который восстал, положив конец этой династии.