Миллефиори


Миллефио́ри (итал. millefiori — «тысяча цветов») — разновидность мозаичного стекла, как правило, с цветочным узором[1]. Поверхность готового изделия напоминает цветущий луг, чем и объясняется название[2].

Способ изготовления стекла в технике миллефиори был изобретён в древнем Египте. Во II веке до н. э. эта технология применялась в эллинистической Александрии; позднее, в I веке до н. э., она была заимствована римлянами[1]. Античное название этой техники — муррина.

В XV веке технику миллефиори осваивают венецианские стеклодувы[1]. К XVIII веку, однако, секреты изготовления этого стекла были утеряны[3]. Возрождение состоялось лишь в XIX веке, когда муранские мастера не просто восстановили, но и усовершенствовали утраченные технологии[4].

С этого времени стеклянные изделия в технике миллефиори производились не только в Италии, но также в Англии и во Франции[3]. Однако в первую очередь миллефиори ассоциируется именно с Венецией, являясь одной из самых популярных разновидностей муранского стекла. Из него изготавливают бусы, подвески, кулоны, пресс-папье, вазы, декоративные тарелки и другие изделия.

Главный секрет производства «тысячи цветов» состоит в необычайной пластичности горячей стеклянный массы. Стекло можно вытягивать, скручивать, растягивая до необычайной тонкости, если позволяет правильный состав и температура. Основой создания изделий в технике миллефиори служат специальные стеклянные «прутики», имеющие в сечении нужный мастеру рисунок. Это может быть не только цветок, но и звезда, геометрическая фигура, животное, буква или дата[3]. Чтобы получить такую стеклянную палочку, некоторое количество расплавленного стекла наматывается на железный прут и раскатывается по плоской поверхности. Из него формируется дротик, который помещается затем в соответствующую форму[3]. Далее мастер повторяет операцию, добавляя необходимое количество слоёв цветного стекла. Когда дротик готов (обычно он имеет около 15 см в длину и около 8 см в диаметре), он снова нагревается и к обоим его концам прикрепляются железные прутья. Затем он вытягивается, становясь похожим на длинный и тонкий карандаш. Этот «карандаш» можно скручивать, протягивать через специальные профилированные отверстия, придавая ему в поперечном сечении рифлёную или звёздчатую форму. После этого «карандаш» нарезают поперёк на сотни фрагментов: «плашек», или «шайбочек», диаметром три—пять мм, каждая из которых будет иметь на срезе заданный мастером «цветок»[3][5].

Другой вариант создания узора — соединение самих стеклянных прутьев, которые сплавляются в единый пучок. Разноцветные прутья складываются так, чтобы «вязанка» имела в сечении необходимый рисунок, после чего их подвергают нагреванию. Получившийся толстый цилиндр также вытягивается и нарезается поперёк на маленькие фрагменты[1].