Муранское стекло


Муранское стекло, Венецианское стекло (итал. Vetro di Murano, Vetro di Venezia) — историко-региональная разновидность декоративно-прикладного искусства: изделий из стекла, изготовляемых по старинным технологиям, сложившимся и достигшим наивысшего технического и художественного уровня на острове Мурано в Венецианской лагуне. Венецианские стеклоделы традиционно используют наиболее пластичное натриево-известковое стекло, искусно декорируя изделия с использованием различных техник «горячего» формования, а также росписью, золочением, гравировкой и травлением. Производство сосредоточено на венецианском острове Мурано с XIII века. Муранское стекло имеет долгую историю, а также уникальную славу. В XV—XVI веках остров Мурано был главным центром художественного стеклоделия в Европе. Позднее муранские стеклоделы стали лучшими производителями зеркал в Европе.

Ключевым моментом в истории венецианского стекла стал XIII век. Стекло в Венеции изготавливали и до этого, но оно мало отличалось от стекла, производившегося в других европейских странах. В Средневековье стеклянные изделия, в частности лесное стекло, или «вальдглас», расписывали разноцветными эмалями и люстром. В мастерских на севере Италии по древнеримской технологии изготавливали муррины (лат. murrina). Наиболее простой способ изготовления таких «пёстрых сосудов» — обкатывание горячей стеклянной заготовки в разноцветной стеклянной крошке. Затем набирают тонкий поверхностный слой прозрачного стекла и заканчивают формование изделия. «Мозаичный узор» остаётся внутри, между стенок сосуда[1]. Аналогичным образом между слоями стекла помещали ажурный рисунок из металлической фольги. В Византии и западноевропейском Средневековье в технике «межстеклянного золочения» изготавливали кубки с портретными медальонами и посвятительными надписями на дне [2].

После осады и взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году многие византийские мастера бежали в Италию, прежде всего в Равенну, Милан и Венецию (до 805 года Венеция входила в состав Византийской империи). После завоевания о. Сицилия французскими войсками и антифранцузского восстания «Сицилийская вечерня» (1282), в результате которого власть перешла к Арагонскому дому, многие арабские мастера — керамисты, мозаичисты, стеклодувы — вынуждены были эмигрировать на север. Второй подъём венецианского стеклоделия связан с окончательным падением Византии под натиском турок в 1453 году и массовым исходом греческих и арабских мастеров из стран Востока на Запад. Кроме византийских смальт, украсивших базилику Святого Марка, в Венеции получило развитие искусство выдувных сосудов из прозрачного стекла[3].

Вначале стекольные мастерские располагались в самой Венеции, но производство стекла, связанное с огнём, грозило пожарами деревянным постройкам города. Поэтому в конце XIII века было принято решение перенести мастерские вначале за черту города, а потом и вовсе на отдельный остров. Именно с тех пор Мурано стал центром производства знаменитого венецианского стекла[4].