Гравировка стекла


Гравировка стекла (от нем. gravieren, фр. graver — резать, вырезать на чём-либо) — нанесение углублённого рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом на поверхность стекла. Понятие гравировки следует отличать от гравирова́ния, под которым подразумевают способ, процесс и технику обработки печатной формы для гравюры. Понятие «гравирование» применяют к области станкóвого искусства, а «гравировку» — в отношении изделий ювелирного и декоративно-прикладного искусства.[1]. Гравировку также следует отличать от гранения, или глубокой огранки (так называемая «алмазная грань»), шлифования, пескоструйной обработки (под давлением воздуха, создающей на поверхности матовый рисунок), химического воздействия (травления).

Гравировка по стеклу применялась в античности аналогично технике гравировки по горному хрусталю и твёрдому камню: на станке, подобном токарному, но с лучковым приводом, медным колёсиком с абразивом из смеси масла и алмазной пыли либо корунда. Такая техника позволяла создавать тончайший матовый рисунок, выглядевший на стекле подобно гравюре, светлым по тёмному полю, а с оборотной стороны прозрачного стекла кажущийся выпуклым, рельефным.

Античные мастера применяли технику резьбы по стеклу, аналогичную резьбе по горному хрусталю и твёрдому камню, в которой они особенно преуспели при изготовлении гемм — инталий (с углублённым рисунком) и камей (с выпуклым рисунком). Самые известные произведения античного резного стекла (но не гравировки) — рейнские диатреты и Портлендская ваза. Верхний слой стекла с «нацветом» Портлендской вазы местами снят в технике «à la cameo» медным вращающимся колесом с абразивом[2].

Выдающимися художниками гравировки по стеклу были мастера богемского хрусталя XVII—XVIII веков. Один из самых известных мастеров — нюрнбергский гравёр, ювелир и резчик по камню Каспар Леман (1570—1622). С 1588 года мастер работал при дворе императора Рудольфа II в Праге. Он сочетал крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой[3]. В 1606—1608 годах Леман работал в Саксонии, в Дрездене. Гравировку стекла на вращающемся круге (англ. wheel engraving; не путать с «алмазной гранью») использовали английские мастера[4].

Другая техника называется «алмазным пунктированием» (точечным рисунком). В этой технике используется стальной пуансон с алмазным (в новое время — победитовым) наконечником. Лёгкими ударами молотка по пунсону (или деликатным постукиванием) по поверхности стекла создаются мельчайшие точки-сколы, образующие требуемый рисунок. Виртуозами этого способа декорирования стеклянных изделий (англ. diamond-points) были голландские и английские мастера XVII—XVIII веков. Такая техника похожа на пунктир в гравюре по металлу. Гравировка на стекле получила также развитие в Силезии и в России эпохи петровского барокко первой четверти XVIII века.