Богемское стекло


Боге́мское стекло, Бемское стекло, Боге́мский хрусталь (нем. Böhmisches Glas, Böhmischer Kristall) — историко-региональная разновидность декоративно-прикладного искусства: изделий из стекла, сформировавшаяся в Средние Века в землях Центральной Европы: Богемии (позднее Чехия), Моравии, Чешской Силезии, Верхней Саксонии. Расцвет богемского стеклоделия относится к XVII—XVIII векам.

Впервые богемское стекло было упомянуто в летописях в 1162 году. Первые цеха стеклодувов появляются в конце XIII века в населённых пунктах Шумавы и Исполиновых гор (Гаррахов, Шпиндлерув-Млин), где были леса — дешёвое дерево для топлива. В начале XVI века в лесах Богемии возрождали древнеримскую технику резьбы по стеклу, в частности знаменитые диатреты, которые делали в прирейнских землях и мастерских римской Колонии Агриппины (лат. Colonia Agrippinensis), позднее — Кёльн. Известное мастерам венецианское стекло было чересчур тонким и хрупким и не отвечало потребностям и условиям жизни северных стран. Поэтому богемские стеклоделы начали применять другое по составу, калийно-известковое, или поташное, стекло, заменив один из компонентов шихты (смеси для выплавки стекла) — соду — поташем (карбонатом калия). Последний получали из древесной золы, используя таким образом и чистый прирейнский песок (важный компонент для выплавки стекла), и дерево, как в качестве топлива, так и компонента шихты. Отсюда ещё одно название: «лесное стекло», или вальдглас (нем. Waldglas)[1].

Богемское стекло было тугоплавким, не таким пластичным как венецианское, а при выдувании оказывалось толстостенным. Но его можно было резать специальным, вращающимся на подобие токарного станка, корундовым колесом с лучковым приводом, создающим глубокие выемки (обычно трёхгранного сечения). После полировки такие грани сверкают подобно драгоценным камням, отсюда название: алмазная грань. Однако богемское стекло XVI—XVII веков, сверкающее своими гранями, ещё не было хрусталём. Только в 1676 году в Англии Дж. Рэйвенскрофт (1632—1683) в поисках способов имитации стеклом бриллиантов, попробовал добавить в стеклянную массу окись свинца, значительно улучшив оптические свойства изделий. Отсюда название, возникшее по аналогии с горным хрусталем, — хрусталь (от др.-греч. κρύσταλλος — лёд[2].