Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР


Министе́рство строи́тельного, доро́жного и коммуна́льного машинострое́ния СССР — орган государственного управления в СССР, согласно Конституции СССР являвшийся общесоюзным министерством[2].

До 16 июля 1957 года Министерство занимало площади по адресу: Москва, Каланчёвская, 15А[3]. В 1968 году оно заняло помещения в одном из 26-этажных административных зданий по проспекту Калинина[4].

Под аббревиатурой «МСДМ» ведомство существовало в периоды: с 15 марта 1946 года до 5 марта 1953 года, с 19 апреля 1954 года по 10 мая 1957 года. Являлось преемником одноимённого Народного Комиссариата, созданного 17 февраля 1946 года[5]. В период с 1963 года по 1965 год существовало как «Государственный комитет строительного, дорожного и коммунального машиностроения» при Госстрое СССР. В 1965 году Министерство было воссоздано и кратко именовалось «Минстройдормаш». 27 июня 1989 года ведомство вместе с подчинявшимися ему предприятиями включили в состав Министерства тяжёлого машиностроения.

В ноябре 1990 года по инициативе Минтяжмаша и трудовых коллективов предприятий, объединений и организаций этого министерства были образованы открытые концерны: строительного и дорожного машиностроения и строительного инструмента[6].

Согласно Положению о Министерстве от 9 сентября 1968 года 717, принятого Советом Министров СССР: «Министерство строительного, дорожного и коммунального машиностроения осуществляет руководство промышленностью по производству строительных и дорожных машин, строительного механизированного и ручного инструмента, лифтов, технологического оборудования для производства строительных материалов, машин и оборудования для строительства мелиоративных систем, для лесозаготовок, лесосплава, добычи торфа и кондиционирования воздуха, противопожарной техники и средств пожаротушения, оборудования для уборки городов и поселков, прачечного оборудования и оборудования для химической чистки одежды»[1].

Ведомство помимо руководства промышленностью, активно внедряло для своих заводов на продукцию единую индексацию для кранов и других изделий, а также, имея право непосредственного выхода на внешние рынки — осуществляло поставки продукции за рубеж[7].