Минное заграждение


Ми́нное загражде́ние, Заграждение минное[1] — искусственные инженерные препятствия, создаваемые заблаговременно или в ходе военных (боевых) действий минированием, для нанесения максимальных потерь (ущерба) противнику, в том числе противодействия продвижению и манёвру его сил и средств — войск по суше, кораблей и иных плавучих средств по воде и посадке летательных аппаратов (самолётов, вертолётов и так далее) на суше.

Минные заграждения[2][3] широко используются в «военном деле»военное и мирное время) — по обеспечению обороноспособности государства, по защите государственных границ, (на случай войны) — обороне городов и населённых пунктов, мест «постоянной» и «временной» дислокации войск, укрепрайонов, важных стратегических объектов, аэродромов, фарватеров и так далее.

Минные заграждения имеют многовековую историю. В качестве наземных З. в. с древнейших времён широко применялись земляные валы, рвы, волчьи ямы, каменные стены, деревянные палисады, лесные засеки и завалы, затопления местности; морских З. в. — эстакады, ряжи, надолбы и др. средства.

В 18 веке для устройства З. в. постепенно начинают применяться взрывчатые вещества (ВВ), а при обороне Севастополя 1854 — 1855 годах — наземные мины. Во время Японской войны 1904 — 1905 годов при обороне Порт-Артура русские войска применили противопехотные мины, полевые фугасы, взрываемые электрическим способом, электризованные проволочные препятствия. Большое распространение различные З. в. получили во время Первой (Империалистической) мировой войны, 1914 — 1918 годов, особенно минирование местности, создание сплошных полос проволочных заграждений.

Русские военные инженеры — Грицкевич, Драгомиров, Ревенский и другие разработали в ходе этой войны ряд конструкций новых противопехотных и противотанковых мин, которые были успешно использованы при устройстве заграждений. В Англии, Италии и Франции для защиты Лондона, Венеции и Парижа в 1916 впервые были применены противосамолётные заграждения в виде аэростатов воздушного заграждения. Перед 2-й мировой войной 1939—45 в укрепленных районах европейских государств и при строительстве укрепленных линий Мажино (Франция), Маннергейма (Финляндия), Зигфрида (Германия) и других.

Широко использовались металлические, бетонные, железобетонные, гранитные надолбы, противотанковые рвы, проволочные сети, затопления и заболачивание местности, лесные завалы, устанавливались минные поля и фугасы. Во время Второй мировой войны 1939 — 1945 годов и особенно Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов широкое применение во всех видах боя нашли взрывные заграждения.