Минойское искусство


Минойское искусство — искусство минойской цивилизации, существовавшей на острове Крит и близлежащих мелких островах в 2700—1400 годы до н. э. Минойское искусство отличалось самобытностью и, несмотря на прослеживающиеся культурные связи с более древней египетской цивилизацией и более поздней древнегреческой (элладской), не было на них похоже.

Минойцы достигли высокого уровня мастерства в изобразительном искусстве, наиболее широко известны их фрески (большая часть сохранилась лишь фрагментарно и была восстановлена на основе исследований). Минойская архитектура представлена дворцовыми комплексами, наиболее известным из которых является Кносский дворец (также дошедший до нас в виде руин).

Минойские фрески сохранились плохо из-за особенностей климата (морской ветер), нескольких разрушительных землетрясений и цунами, а также многочисленных завоеваний острова. Иногда лишь 5 % являются оригинальными, а остальной рисунок реконструируется на основании обнаруженных микроследов краски. Артур Эванс, которому принадлежит слава первооткрывателя минойской цивилизации, нанял швейцарского художника Эмиля Жильерона и его сына для реставрации обнаруженных фресок. Работа Жильеронов очень важна для популяризации минойского искусства и воссоздания его величественности и яркости, но достоверность их реконструкций дискуссионна.

Технология создания древних фресок была следующей: на каменную кладку стены наносился нижний слой, состоящий из глины с примесями (например, соломы). На слой глины наносили известь в один или два слоя, причем второй был разбавленный и смешанный с клеем. Затем выполняли роспись по сырой поверхности. Краски были преимущественно минеральными: известь (белый), гематит (красный), желтая охра, аспидный сланец (черный), малахит (зеленый). Синий цвет обеспечивал пигмент под названием египетская синь — искусственный краситель, получаемый из песка, мела, соды и окиси меди. В более ранний период фон был чаще всего красным, затем получил распространение насыщенный египетский синий, что служит свидетельством культурных связей Крита и Египта в бронзовом веке.

Фрески изображают людей, животных, растения, узоры и орнаменты. По изображениям людей можно судить о моде и повседневных занятиях минойцев. Встречаются как мужчины, так и женщины; разных статусов: от рыбаков и сборщиков шафрана до пышно одетых людей, которых обычно определяют как жрецов (жриц) или царей. Как и в древнеегипетском искусстве, мужчины и женщины изображались с разным цветом кожи — красновато-смуглый для мужчин и белый для женщин. Из животных встречаются обезьяны, быки, дельфины, рыбы, птицы, а также фантастические существа (например, грифон).

Для минойских фресок характерно наличие «рамки» из орнамента снизу и сверху, а иногда и с четырех сторон (как, например, в знаменитой фреске, изображающей игры с быком).