Минская конка


Минская конка — общественный транспорт на конной тяге в городе Минске, действовавший с 1892 по 1928 годы (с перерывом с 1918 по 1921 год в связи с гражданской войной). Ликвидирована в 1928 году с целью дать возможность развития в городе электрического транспорта, трамвая.

Идея строительства конной железной дороги в Минске появилась ещё в середине 70 годов XIX века. Когда с развитием железнодорожного транспорта в Российской империи и появлении в Минске двух железнодорожных вокзалов, Брестского и Либаво-Роменского, остро встал вопрос о перемещении пассажиров между ними.

Первая практическая идея о строительстве конки в Минске появилась в 1887 году. Это была частная инициатива, исходившая от Оршанского купца Сергея Самуиловича Пергамента. В том же 1887 году его проект был утверждён и подписан. На практическую реализацию проекта ушло 5 лет. Торжественное открытие произошло 10 мая 1892 года.

К январю 1913 года в обслуживании минской конки было задействовано 99 лошадей. В специальной конюшне на улице Базарной в штате обслуги были конюхи и ветеринары.

в 1921 году минская конка была восстановлена после 3-летнего перерыва и именовалась уже красной конкой в соответствии с веяниями времени. Тогда же было создано Объединённое управление местного транспорта Белоруссии, в которое в том числе вошли: два вагонных парка, один из которых находился на улице Базарной, 170 лошадей и 2 хозяйства для обслуживания имеющегося имущества, Людамонт и Михалово[1].

Минская конка состояла из двух линий: Вокзальной, соединявшей Брестский (не сохранился) и Либаво-Роменские (нынешний Минск-Пассажирский) вокзалы, и второй, более протяжённой линии, центральная часть которой пролегала по центру города и разветвлялась в районы Немиги, Сторожовку и Золотую горку. Общая продолжительность путей составляла 8 км. С появлением этого вида транспорта появились и новые профессии, такие как кондуктор. В его обязанности входило не только обеспечивание пассажиров билетами, которых в то время было два вида: более дорогие на сидячие места и более дешёвые, предназначенные для студентов и учащихся, на места стоячие, но и слежение за порядком в вагонах. В конке запрещался проезд трубочистам и людям в грязной одежде. У каждого кондуктора была специальная одежда: у железнодорожников того времени была синяя форма, сотрудникам конки досталась также синяя форма, но с красной выпушкой. Был также специальный жетон на одежде с аббревиатурой МКЖД и номером, по которому недовольный пассажир мог найти интересовавшего его кондуктора[2].