Минский трамвай


Ми́нский трамва́й (белор. Мінскі трамвай) — система электрического трамвая в городе Минск, открытая 13 октября 1929 года. За всё время в Минске успели поработать 28 моделей (Х/М, МС-1, МВ, МТВ-82, ЛМ-49, ЛП-49, КТМ-1, КТМ-2, КТП-2, КТВ-55, КТП-55, РВЗ-6, РВЗ-6М, РВЗ-6М2, Tatra T6B5SU, 71-608К, РВЗ-ДЭМЗ, АКСМ-1М, АКСМ-743, Duewag GT8D, АКСМ-60102, АКСМ-843, АКСМ-60102МН и Stadler 853). На данный момент из всех их в Минске осталось лишь 6 моделей (4 из них линейные, 2 - музейные). Трамваем обеспечивается 6,5% (2019 год) перевозок общественным транспортом в городе[5].

Существовавший в Минске с 1892 по 1928 вид общественного транспорта на рельсах приводимый в движение лошадьми. Был ликвидирован в связи с развитием электрического трамвая.

Идея об организации в Минске трамвайного движения зародилась ещё в 1898 году[6]. Однако только в 1911 году государственная дума инициировала привлечение частных средств в размере миллиона рублей для появления в городе трамвайного транспорта. 6 октября на заседании городской думы было принято окончательное решение о строительстве в городе трамвайных путей. где так же было решено что строительство будет целиком под руководством властей города. Изначально планировалось несколько вариантов маршрутов, по которым должны были пойти минские трамваи. Линия от брестского вокзала до золотой горки, протяжённостью в 4,6 км. Также от скотобойни до Сторожёвского кладбища длинной в 4,8 км. Также планировалась линия от Ляховки до Юбилейной площади. Территорию под трамвайный парк выделялась на современной улице Долгобродской, на месте тогда существовавшего конного рынка, перенесённого на место где сейчас находится первый троллейбусный парк. Первоначальный подвижной состав должен был состоять из 14 моторных и 3 прицепных вагонов вместимостью от 14 до 18 пассажиров.

Окончательный план строительства был утверждён 27 ноября 1913 года, и было начато строительство. По планам движение трамваев должно было начаться в ноябре 1914 года, чему помешала первая мировая война. К планам строительства минского трамвая вернулись лишь в 1925 году. [7]

Система электрического трамвая в Минске была открыта 13 октября 1929 года. На момент открытия она включала в себя два маршрута:

На этих линиях использовались вагоны Х производства Мытищинского завода. Выпуск составлял 5 вагонов. Уже в первый год существования трамваем было перевезено 11 миллионов пассажиров.