Наир, Мира


Мира Наир (англ. Mira Nair, род. 15 октября 1957[1][2][…], Руркла[вд], Одиша, Индия, Индия) — американский кинорежиссёр индийского происхождения.

Родилась в семье среднего класса, отец — из Пенджаба (позднее пенджабская реальность войдет в фильм Миры Наир «Свадьба в сезон дождей»). Закончила социологический факультет Делийского университета, играла в политическом уличном театре, в любительской драматической труппе. В возрасте 19 лет переехала в США, продолжила учебу по специальности в Гарварде.

Сняла несколько документальных фильмов, один из них («Кабаре Индия», 1985) был замечен критикой и награждён несколькими премиями. Её дебютный игровой фильм «Салям, Бомбей» (1988) принес ей мировое признание.

Принадлежит двум культурам — Востока и Запада, этот момент нередко становится основой её фильмов, определяет точку зрения режиссёра. В индийском кино Наир выделяет для себя творчество Ритвика Гхатака, она называет свой фильм «Тёзки» данью его памяти. Работает как с непрофессиональными исполнителями, так и с актерами-профессионалами — индийскими исполнителями, американскими и европейскими звездами (Джина Роулендс, Ума Турман, Риз Уизерспун, Хилари Суонк, Мариса Томей, Ричард Гир, Чезз Палминтери, Дензел Вашингтон, Юэн Макгрегор и др.).

Входила в жюри Каннского кинофестиваля (1990), возглавляла жюри Берлинского кинофестиваля в 2002. Названа нью-йоркской газетой «India Abroad» «человеком 2007 года».

С 1991 года замужем за академиком Махмудом Мамдани, с которым познакомилась в Кампале, Уганда (где и проживает) во время съёмок фильма Миссисипи массала[4]. У них есть сын, Зохран[англ.], родившийся 19 октября 1991 года, хип-хоп исполнитель, общественный деятель и член ассамблеи штата Нью-Йорк[5].