Мирошниченко, Сергей Валентинович


Сергей Валентинович Мирошниче́нко (род. 24 июня 1955, Челябинск, РСФСР, СССР) — советский и российский кинорежиссёр-документалист и сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств России (1993). Лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (2012)[1] и РСФСР имени братьев Васильевых (1989). Член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, секретарь Союза кинематографистов России по документальному кино. Профессор Всероссийского государственного института кинематографии, академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член Академии российского телевидения «ТЭФИ», академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»[2].

Окончил Институт кинематографии по специальности режиссёра документального кино и ТВ-фильмов (мастерская профессора Кочеткова А. С.). С 1984 по 1993 год работал на Свердловской киностудии (Екатеринбург). С 1993 — на студии «ТриТэ» Никиты Михалкова. С 1998 года руководит мастерской документального кино во ВГИКе. С 1999 года является художественным руководителем студии «Остров»[2].

С 2006 года — куратор программы документальных фильмов «Свободная мысль» в рамках Московского международного кинофестиваля[3], в 2010—2015 годах — руководитель ток-шоу «Смотрим… Обсуждаем…» («Культура») на данную тематику[4].

Женат. Есть две дочери: Мария Миро (Финкельштейн) (род. 1985) и Ангелина Голикова (род. 1986). Обе в разное время окончили режиссёрский факультет ВГИКа, также занимаются телевизионной документалистикой, в том числе сотрудничая вместе с отцом[4][5].

В 1989 году телекомпанией «Останкино» совместно с британской телекомпанией Granada Television был запущен проект «7 лет спустя — советская версия», задуманный классиком английской документалистики Майклом Эптедом. Сутью проекта являлось наблюдение за развитием детей через равные промежутки времени. От СССР к работе был привлечён Сергей Мирошниченко, который отобрал двадцать семилетних детей из разных уголков СССР и разного социального статуса. Через каждые семь лет Мирошниченко снимает новый фильм с теми же героями, прослеживая, таким образом, их взросление и параллельно фиксируя изменения в окружающей среде.