Мир-Касимов, Мир-Али Мир-Асадулла оглы


Мир-Али Мир-Асадулла оглы Мир-Касимов (азерб. Mirəli Mirəsədulla oğlu Mirqasımov: 9 февраля 1924, Баку — 9 ноября, 2003, там же) — азербайджанский и советский скульптор, член Союза художников Азербайджана, профессор[1], заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1963), народный художник Азербайджанской ССР (1982)[2]. Сын первого президента Академии наук Азербайджана Мир Асадуллы Мир-Касимова.

Мир-Али Мир-Касимов — первый азербайджанский скульптор, получивший полное специальное высшее образование. В 1944 году с отличием окончил Азербайджанское художественное училище, а в 1951 — Институт имени Репина в ЛенинградеПерейти к разделу «#Учёба скульптуре». Является автором памятника Джафару Джаббарлы в Баку, Нариману Нариманову в городе Сумгаит, Джалилу Мамедкулизаде в городе Нахичевань. Некоторые работы Мир-Касимова, такие как «Портрет нефтяника», «Портрет девушки», «Девушка с голубем», выставлены в Национальном музее искусств Азербайджана в БакуПерейти к разделу «#Последующая жизнь и творчество».

Являлся участником всемирных выставок, в том числе и Всемирной выставки 1967 года в Монреале Работы Мир-Касимова выставлялись также в России, Польше, Болгарии, Германии, Египте и других странах. Награждён различными орденами и медалями, в том числе орденом «Слава» Азербайджанской Республики.

Мир-Али Мир-Касимов родился 9 февраля[3] 1924 года в Баку в семье врача Мир-Асадуллы Мир-Касимова и его супруги Джейран-ханум. Кроме него в семье было ещё четверо детей. Мир-Али был вторым ребёнком в семье. С детства все звали его Алик. Когда Мир-Али было шесть лет, он перенёс эпидемический цереброспинальный менингит. Позднее выздоровел, но вскоре в результате атрофии слухового нерва маленький Мир-Али полностью потерял слух[4].

Вернуть ребёнку слух было в то время невозможно. Это понимал и отец Мир-Али Мир-Асадулла Мир-Касимов. Несмотря на риск потери речи, благодаря матери, которая постоянно общалась с сыном и по особой, придуманной ею методике выучила сына азбуке, отказавшись от букваря для глухонемых, Мир-Али не стал немым. В специальную школу для глухих Мир-Али также не отправили. Скоро Мир-Али научился читать, и мать продолжила занятия по предложенному московским врачом-логопедом Натальей Рау методу обучения грамоте и чтению с губ и лица говорящего. Мир-Али хорошо овладел этой техникой[4].

Мать Мир-Али позднее в своей книге «Записки одной матери», которую она посвятила сыну, писала о нём: