Мисора, Хибари


Хиба́ри Мисо́ра (яп. 美空 ひばり Мисора Хибари), настоящее имя Кадзуэ́ Като (яп. 加藤 和枝 Като: Кадзуэ, 29 мая 193724 июня 1989) — японская певица (в частности, наиболее известный представитель жанра энка) и киноактриса. Считается одной из величайших исполнителей Японии «всех времён»[1][2]. Первая женщина в Японии, получившая премию Народного Почёта[3] (всего на конец 2013 года эту премию получили 22 индивидуальных лауреата).

Мисора также была одной из самых коммерчески успешных музыкальных исполнителей в мире своего времени: она записала почти 1500 песен, включая кавер-версии[4]; к концу её жизни было продано 68 млн записей её исполнения, включая 45 млн по синглам[5]. К 2001 году было продано более 80 млн её записей[6]. Её «лебединая песнь» под названием «Кава-но нагарэ-но ё:ни» (яп. 川の流れのように, «Словно течение реки») неоднократно исполнялась различными музыкальными исполнителями и оркестрами, как в самой Японии, так и вне её — включая, например, знаменитых Трех Теноров (по отдельности и вместе)[7], Терезу Тенг, этнические ансамбли Vargas de Tecalitlán[англ.] (Мексика) и Twelve Girls Band[англ.] (Китай).

Кадзуэ Като (яп. 加藤 和枝) родилась в 1937 году в районе Иокогамы Исого-ку[англ.] в семье рыботорговца Масукити Като (яп. 加藤 増吉) и домохозяйки Кими Като (яп. 加藤 キミ). Впервые значительный музыкальный талант девочки был замечен её отцом, когда она пела на его проводах в действующую армию во время Второй мировой войны в 1943 году. Пожертвовав семейными накоплениями, он вложился в вокальную подготовку дочери. В 1945 году Кадзуэ Като в 8-летнем возрасте дебютирует на сцене концертного зала в Иокогаме. Примерно в то же время она впервые, по совету матери, использует фамилию своего сценического псевдонима Misora (яп. 美空, букв. «прекрасное небо»). Год спустя исполнение Кадзуэ Мисоры попадает в ротацию NHK, её способности впечатляют известного композитора, одного из отцов японской поп-музыки вообще и жанра энка в частности Масао Коги[яп.], который оценил её как юный талант с пониманием и эмоциональной зрелостью взрослого (впоследствии Кога был автором многих её песен). В последующие два года юная исполнительница стала уже признанной певицей, собирающей полные залы по всей Японии.