Мистер Аркадин


«Господин Аркадин» (англ. Mr. Arkadin) — фильм Орсона Уэллса, окончательно смонтированный без его участия и выпущенный в европейский прокат в 1955 году. Американская премьера состоялась 7 годами позже. В британском прокате шёл под названием «Тайное досье» (англ. Confidential Report).

В плане стиля «Господин Аркадин» считается ярчайшим примером так называемого уэллсовского маньеризма: экзотические локации, избыточный старомодный декор, «сумасшедшие углы съёмки», чудачество персонажей, контрастные эффекты светотени, глубокая фокусировка, лихорадочный темп монтажа, флешбэки внутри флешбэков[1][2][3].

Мелкий контрабандист Гай Ван Страттен случайно узнаёт от умирающего агента о существовании в Европе могущественного магната Григория Аркадина. Проникнув с целью шантажа в испанский замок таинственного миллионера, Ван Страттен пытается соблазнить его дочь. Однако Аркадин предлагает ему более выгодную сделку. Он нанимает молодого человека исследовать собственное прошлое до 1927 года, о котором у него, по его словам, не осталось никаких воспоминаний.

Путешествуя по миру, Ван Страттен собирает крупицы информации от немногих оставшихся в живых людей, встречавших Аркадина в Варшаве и Женеве 20-х годов. После того, как он передаёт сведения о своих передвижениях миллионеру, собеседники Ван Страттена один за другим гибнут. Наконец сыщик начинает подозревать, что последней жертвой невидимого убийцы станет он сам: хотя Аркадин заявляет, что его цель — поиск истины, на деле он стремится навсегда похоронить правду о своём сомнительном прошлом...[2]

Сюжет фильма вырос из нескольких эпизодов уэллсовского радиосериала «Жизнь Гарри Лайма», отправной точкой которого послужил британский фильм-нуар «Третий человек», где Орсон Уэллс исполнил главную роль. «Аркадин» замыкает трилогию фильмов, в которых Уэллс играет могущественного человека-загадку, чей полный портрет воссоздаёт рассказчик, ведущий собственное расследование[2][4]. Наиболее известен первый из этих фильмов — «Гражданин Кейн» (1941)[5].

В литературе изобилуют разнообразные версии о том, кто послужил прототипом Аркадина. Биографы Уэллса исходят из того, что это был загадочный толстосум, обещавший режиссёру профинансировать завершение работы над его предыдущей лентой[2]. По данным Базена, этим толстосумом мог быть «негоциант смерти» — Василий Захаров, торговец оружием, якобы получивший в Англии рыцарский титул[2]. Сам Уэллс подчёркивал грузинское происхождение Аркадина, намекая на его внутреннее родство со Сталиным, который тоже любил рихтовать свою биографию[6]: «холодный, расчётливый, жестокий, с ужасной славянской наклонностью смешивать самоистребление и сантименты»[7].