Мистический анархизм


Мистический анархизм, также анархо-мистицизм, — философско-эстетическая теория Георгия Чулкова[1], а также подобные ей сочетания гностицизма, мистицизма и анархистской теории[2].

Г. И. Чулков выдвинул свою теорию (он называл её «Учением о путях последнего освобождения»), находясь под влиянием концепции Вячеслава Иванова о «мистическом энергетизме»[3] и его идей о «соборности» и «свободном, „анархическом“ единении людей, связанных общностью сознания»[1]. Идеи, излагавшиеся Чулковым, обсуждались на Ивановских средах и других встречах. Впервые термин «мистический анархизм» был использован Чулковым в нескольких статьях, опубликованных в 1905 году в журнале «Вопросы жизни»[3].

В июне 1906 года Чулков опубликовал книгу «О мистическом анархизме». Автор получил негативные отзывы на свою работу в письмах от А. Блока и Ф. Сологуба, в августе вышли разгромные рецензии от В. Брюсова и З. Гиппиус[4]. Отзывы в журнале «Весы» сопровождались личными выпадами против Чулкова. В течение последовавших после публикации книги двух лет на страницах журнала против мистического анархизма была развёрнута целая кампания, одним из наиболее активных участников которой был А. Белый[5].

Теория Чулкова стала причиной запальчивой дискуссии среди символистов[1]. В августе 1907 года, когда Чулков провозгласил в статье «Молодая поэзия» новое литературное течение «мистический реализм», споры достигли максимума. «О „мистическом анархизме“ иначе как с пеною у рта не говорят» (В. Ф. Нувель)[5]. Но уже в течение 1908 года полемика вокруг теории сошла на нет[6].

В мистическом анархизме, ставшем заметным явлением на фоне революционных настроений в России 1905—1907 годов, Г. Чулков попытался «соединить мистическое мироощущение с социальными воззрениями эпохи»[1]. Основные положения теории состояли в следующем[6]:

Доктрина Чулкова, изложенная им в книге 1906 года, имела «теоретические недочёты, сумбурность изложения и несамостоятельность»[6]. Блок обращал внимание на то, что теория мистического анархизма построена «на лирических основаниях»[1]. Брюсов отмечал, что изложенные Чулковым идеи принадлежат «Кропоткину, Бакунину, В. Розанову, Д. Мережковскому, Вл. Соловьёву, Ф. Достоевскому»[6].