Мифологии


«Мифологии» — сборник журнальных статей Ролана Барта[1], которые первоначально были опубликованы на страницах периодической прессы, главным образом, в газете Les Lettres nouvelles[фр.]. Первая часть этого сборника содержит 53 статьи, написанных Бартом в период с 1954 по 1956 год, вторая часть — теоретическую статью «Миф сегодня». «Мифологии» стали одной из основополагающих работ для Сultural Studies[2][3].

В своих статьях Ролан Барт обращается к анализу «мифологии» современного общества, общества потребления. Барт анализировал повседневную жизнь мелкой буржуазии, мифы, создаваемые массмедиа. Миф рассматривался с семиологической точки зрения — как знаковая система, структуроподобная естественному языку. Сюжеты статей построены по принципу «развинтить, чтобы развенчать», дабы в конце концов избавиться от власти стереотипа, вернуться к реальному восприятию мира. Барт выделил два уровня «мифических» смыслов и сообщений: основный смысл (денотация) и мифический или идеологический (коннотация). В рекламном сообщении денотация («отбеливает белее белого») дополняется не осознаваемым смыслом коннотации: покупать потребительские товары — естественно и правильно, они приносят счастье и радость. «Функция мифа — удалять реальность, вещи в нем буквально обескровливаются, постоянно истекая бесследно улетучивающейся реальностью, он ощущается как ее отсутствие». «Мифологии» представили семиотическую программу на основе формализма и содержали идею рассмотрения любых продуктов человеческой деятельности как «языков»[4].

Первый полный перевод «Мифологий» снабжён подробной вступительной статьей («Эстетика мифа» — «Диалектика знака» — «Феноменология тела» — «Политика театра») и комментариями, раскрывающими «ближайший хроникальный», «дальний культурный» и «авторский» контекст[5].

В сентябре 1956 года Ролан Барт написал текст под названием «Миф сегодня», который является обобщающей теоретической статьей к книге «Мифологии». В нём он анализирует феномен того же мифа, определяя его (в соответствии с этимологией) как «миф есть слово», «миф представляет собой систему связи, это сообщение». В этом тексте Барт объясняет своё видение мифа. Текст разделен на 11 частей:

Миф Барта является инструментом идеологии, выполняет функции убеждения, миф — это знак. Он предполагает, что мифом можно обозначить все что угодно: «Значит, мифом может быть всё? Да, я считаю так, ибо наш мир бесконечно суггестивен. Любой предмет этого мира может из замкнуто-немого существования перейти в состояние слова, открыться для усвоения обществом — ведь никакой закон, ни природный, ни иной, не запрещает нам говорить о чём угодно»[6]. По мнению Барта, носителем мифического слова способно служить всё — не только письменный дискурс, но и фотография, кино, репортаж, спорт, реклама и т. д.