Мордкин, Михаил Михайлович


Михаи́л Миха́йлович Мо́рдкин (1880—1944) — русский и американский солист балета, балетмейстер, балетный педагог. Развивая традиции московской школы русского балета, отличался энергичной, экспрессивной манерой исполнения, выработав новый для своего времени — мужественный и динамичный («героический») — стиль, один из основоположников американского классического балета, прозван «Гераклом балетной сцены»[1].

По окончании в 1899 году балетного отделения Московского театрального училища (педагог В. Д. Тихомиров) исполнял в 1900—1910 гг. классические роли в Большом театре.

Выступив в рамках «Русских сезонов» в Париже 1909 году, стал партнёром Анны Павловой в гастролях в Лондоне и в США в 1910 и в 1911 году, в которых также принимала участие его супруга Бронислава Пожицкая. Организовал свою компанию The All-Star Imperial Russian Ballet и гастролировал с ней в США в 1911 году[2].

В 1912—1918 вновь работал в Большом театре[3], в 1914 году исполнял роль Хана в балете «Конёк-Горбунок» Горского[2]. В 1917 году был назначен режиссёром театра.

В 1918 году, вследствие конфликта с руководством Большого театра, покинул труппу Большого и занялся работой в созданной им в 1914 году студии и гастролям с труппой своих учеников. Вместе с Маргаритой Фроман возглавил балетную труппу в Киевском оперном театре, где поставил «Жизель», «Вальпургиеву ночь» и дивертисмент[4]. В 1920—1922 годы руководил балетом в Тифлисском театре; здесь им были поставлены балет «Карнавал», новая редакция «Тщетной предосторожности» и «Жизели», «Коппелия» и другие балеты[1].

Впоследствии выехал в Литву и в 1924 году поселился в США[3]. Работал 20 лет в Нью-Йорке руководителем труппы и хореографом в собственной школе до 1944 года.