Шеврёль, Мишель Эжен


Мише́ль Эже́н Шеврёль (фр. Michel Eugène Chevreul; 31 августа 17869 апреля 1889) — французский химик-органик, один из творцов научного метода анализа органической химии[2].

Одним из первых исследовал строение растительных и животных жиров, объяснил их омыление, выделил некоторые жирные кислоты, исследовал химию варки мяса и открыл креатин (1835). Большой интерес представляют также его работы над органическими красками, выделение ряда растительных пигментов и исследования цветовых контрастов («Loi du contraste simultané des couleurs», 1839)[2][3].

Член Парижской академии наук (1826)[4], иностранный член Лондонского королевского общества (1826)[5], Национальной академии наук США (1883)[6], иностранный член-корреспондент Петербургской академии наук (1853)[7].

Высшее образование получил в Париже. С 1809 года состоял ассистентом профессора Сорбонны Луи Никола Воклена, в 1813—30 годах — профессор в лицее Карла Великого, с 1830 года занимал кафедру прикладной химии в естественно-историческом музее в Париже[2].

Главнейшие работы посвящены жирным кислотам. Он дал (1813) почти верный процентный состав глицерина и доказал, что растительные мыла (миндальное, льняное, сурепное и др.) и животные жиры по их химическому характеру можно считать кислотными эфирами глицерина, и таким образом он расчистил путь для синтеза Бертло, получившего в 1853 году искусственные жиры нагреванием глицерина с жирными кислотами. Работы над жирными кислотами привели Шеврёля, вместе с Ж. Гей-Люссаком, к открытию способа получения твердых жирных кислот (стеарина); в 1825 году Шеврёль взял в Англии патент на производство стеариновых свечей. Ему принадлежат также открытие (1834) креатина в мясном соке[2].

В течение многих лет Шеврёль возглавлял техническую лабораторию мануфактуры Гобеленов в Париже. С 1824 г. был директором мануфактуры. В 1839 г. выпустил брошюру «О законе одновременного контраста цветов» («Loi du contraste simultané des couleurs»), предназначенную в помощь художникам и мастерам ковроткачества. В этой работе Шеврёль обосновал закономерности цветовых сочетаний и свойства дополнительных тонов в природе и искусстве. Брошюру Шеврёля внимательно изучали художники: импрессионисты и постимпрессионисты[8].