Миядзаки, Хаяо


Хая́о Миядза́ки (яп. 宮崎 駿 Миядзаки Хаяо, род. 5 января 1941, Токио, Японская империя) — японский режиссёр-аниматор. Вместе с Исао Такахатой основал анимационную студию Studio Ghibli, на которой выпущено большинство его фильмов. Миядзаки чаще всего работал в жанрах фэнтезиУнесённые призраками», «Принцесса мононокэ»), детской сказки («Мой сосед Тоторо», «Рыбка Поньо»), стимпанкаЛапута», «Ходячий замок») и магического реализмаПорко Россо», «Ветер крепчает»). Он снимал мультфильмы как для взрослых, так и для детей, отличающиеся яркой и детальной рисованной картинкой и частыми обращениями к японскому фольклору, нередко с антивоенным или экологическим подтекстом[1][2].

Его мультфильмы «Унесённые призраками» и «Мальчик и птица» завоевали премии «Оскар» как лучшие анимационные фильмы. Также Миядзаки — обладатель почётного «Оскара» 2014 года «за оказание глубокого влияния на мировую анимацию»[3].

Правильное написание фамилии Миядзаки иероглифами 宮﨑, но из-за технических ограничений иероглиф 﨑 часто заменяется аналогичным 崎[4].

Хаяо Миядзаки родился в квартале Акэбоно-тё в одном из 23 специальных районов префектуры Токио — Бункё-ку, был вторым из четырёх братьев[5][комм. 1]. Отец, Кацудзи Миядзаки (1915—1993), во время войны был директором «Миядзаки Эйрплейн[en]», фабрики по изготовлению деталей к самолётам A6M Zero[6]. Благодаря бизнесу отца семья Миядзаки жила в достатке[7]. Хаяо с детства полюбил летающие устройства, и впоследствии это оказало значительное влияние на его творчество[8][9]. Хозяином фабрики был брат отца. Во время войны, когда Хаяо было три года, семья была эвакуирована в город Уцуномия, а после бомбардировки города американскими войсками — в Кануму[5][6][7].

Мать, Ёсико Миядзаки (1911—1983) страдала туберкулёзом позвоночника. В период с 1947 по 1955 она часто находилась в различных больницах, из-за чего семье приходилось много переезжать[6][10][комм. 2]. С детства Миядзаки начал проявлять интерес к манге и мечтал стать мангакой. Он самостоятельно пробовал рисовать мангу, однако не был удовлетворён первыми результатами[8]. Существенное влияние в этом направлении на него оказали такие мангаки, как Тэцудзи Фукусима, Содзи Ямакава и Осаму Тэдзука. Большинство своих ранних работ Миядзаки уничтожил, так как считал для себя неправильным копировать стиль Тэдзуки и хотел развить собственный стиль рисования[11][12][13]. Рисование людей давалось ему с трудом, так как на протяжении многих лет он рисовал преимущественно военную технику[5][14][15].