Многожёнство мормонов


Многожёнство мормонов — полигамная практика многожёнства среди последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, публично практиковавшаяся в XIX веке[1][2][3]. Различные немногочисленные деноминации фундаменталистского мормонизма продолжают практиковать многожёнство и в настоящее время[4].

Считается, что многоженство в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней возникло при основателе мормонизма Джозефе Смите. По словам нескольких его соратников, Смит учил, что полигамия является божественной заповедью, и практиковал её лично, женившись на более чем 30 женщинах, некоторые из которых уже состояли в браке с другими мужчинами[5][6][7]. Один из учёных, Ричард Лайман Бушман, писал: «Джозеф ничего не говорил о сексе в этих браках». И далее он же объясняет, что в те времена были и другие экспериментаторы, для которых секс стоял на первом месте в полигамных семьях, но Джозеф, «насколько известно, никогда не обсуждал сексуальную составляющую брака за исключением рассуждений о прелюбодеянии». Даже историк Фон Броуди, критично относившаяся к Джозефу Смиту, говорила: «В Джозефе было слишком много пуританского, чтобы считать его беспечным развратником».

Джозеф Смит никогда публично не призывал своих последователей к соблюдению закона многобрачия. Тем не менее церковь официально приняла эту практику в 1852 года, когда Орсон Пратт по поручению президента церкви Бригама Янга открыто объявил о том, что церковь практикует полигамные браки по повелению Бога[3]. Далее он подчеркнул, что церковь имеет на это право в соответствии с Первой поправкой Конституции США. Этой точки зрения церковь придерживалась в течение нескольких десятилетий. Правительство Соединённых Штатов не признавало права на полигамию, но принятый в 1862 году закон против двоеженства не применялся против мормонов. После принятия новых более жестких законов: закона Эдмундса 1882 года и закона Эдмундса-Такера 1887 года — церковь начала отходить от этой практики. По сути, последний документ ставил Церковь Иисуса Христа Святых последних дней вне закона: церковь должна была передать всю свою собственность, оценивавшуюся более чем в 50 тысяч долларов, федеральному бюджету, а все святые последних дней лишались избирательного права, несмотря на то, что лишь небольшой процент членов церкви практиковал полигамию.