Многожёнство


Многожёнство, или полигини́я[1] (от др.-греч. πολύ- «много-» + γυνή «жена») — одна из форм полигамного брачного союза, при которой мужчина состоит в браке одновременно с несколькими жёнами.

Многожёнство подразделяется социальными антропологами на сороральное (все жёны одного мужчины являются сёстрами) и несороральное (жёны одного мужчины могут не быть сёстрами)[2].

Сороральное многожёнство было, в частности, у некоторых индейских племён: встречалось у западных и северных шошонов, луисеньо, пайютов, яганов, сохранялось у черноногих, дакота, было распространено у хиваро, апачей, ботокудо (для старейшин и искусных охотников), чинуков (особенно у знати), также практиковалось у индейцев Субарктики[3][нет в источнике] и северо-западного побережья Северной Америки: чипевьян, тлинкитов, инну, кри, оджибве, слейви, хайда, танаина (в последнем случае в основном у богатых)[4], сохраняется у куикатеков, уичоли, цоцили, панаре (правда, редко), вождей шаванте[en] и нутка.

Шарль де Монтескьё в своём влиятельном труде «О духе законов» утверждал, что понять семью можно, подходя к ней и биологически, и социологически и отмечал влияние экономики на формы семьи и брака. В частности, он рассматривал многожёнство как результат богатства отдельных представителей мужского пола. Кроме того, Монтескьё объясняет различные формы семьи климатическими условиями в духе пропагандируемого им географического детерминизма[5]:

Итак, закон, дозволяющий мужу иметь только одну жену, более подходит к физическим свойствам европейского климата, чем азиатского. Это одна из причин, почему магометанство так легко установилось в Азии и с таким трудом распространялось в Европе, почему христианство удержалось в Европе и было уничтожено в Азии, и почему, наконец, в Китае так преуспевают магометане и так мало успеха имеют христиане. Человеческие соображения всегда подчиняются той высшей причине, которая делает всё, что хочет, и пользуется всем, что ей нужно. По некоторым особым причинам Валентиниан дозволил многожёнство в империи. Этот закон, противный нашим природным условиям, был отменён Феодосием, Аркадием и Гонорием.

По его мнению, семейные отношения должны соответствовать биологической природе человека, географическим условиям, в которых он живёт, и социальной целесообразности.