Многообразие религиозного опыта


«Многообразие религиозного опыта» (англ. The Varieties of Religious Experience) — главный труд американского психолога и одного из основателей философского прагматизма Уильяма Джеймса, состоящая из двадцати Гиффордских лекций по естественной теологии, прочитанных им в Эдинбургском университете (Шотландия) в 1901—1902 гг. Лекции описывают представления Джеймса о сущности религии и его взгляды на научную методологию, использовавшуюся в его время при академических исследованиях религии. Книга вызвала широкий интерес научного сообщества и стала классической для психологов и философов уже вскоре после её выхода. Она многократно переиздавалась на разных языках в течение более чем ста лет, прошедших с момента первой публикации. В России книга впервые вышла под редакцией и с предисловием С. В. Лурье в 1910 году в Москве. В советское время в СССР не переиздавалась, и лишь в 1992 году в издательстве «Андреев и сыновья» было издано репринтное воспроизведение издания 1910 года, за которым последовали другие переложения и переводы, полные либо частичные.

Уильям Джеймс был воспитан в глубоко религиозной семье. На его отца, Генри Джеймса, огромное влияние оказало религиозно-мистическое учение Эммануила Сведенборга. Это обстоятельство отразилось на философских и психологических взглядах Уильяма Джеймса по религиозным вопросам, в том числе и в книге «Многообразие религиозного опыта»[1]. Написанию данной книги предшествовал ряд важных событий в личной жизни этого мыслителя. В 1872 году Джеймс принял предложение президента Гарвардского университета и приступил к преподаванию физиологии. Вскоре он начал преподавать в Гарварде психологию на основе физиологического подхода и в 1875 году создал первую в Америке психологическую лабораторию. В 1879 году Джеймс стал преподавать в Гарварде философию.

В апреле 1897 года он получил приглашение прочитать Гиффордские лекции по естественной теологии в Эдинбурге, однако из-за напряжённой работы в Гарварде его здоровье сильно пошатнулось, и он был вынужден отложить своё выступление. В 1898 году, находясь с друзьями в горах Адирондака, Джеймс испытал момент откровения, оказавший на него неизгладимое впечатление, после чего Джеймс почувствовал себя готовым перенести открывшееся ему понимание в лекции, как сказано в его письме к жене Элис[2][3].

В процессе излечения от физического недуга он занялся исследованием религиозных переживаний и в 1901—1902 гг. выступил с лекциями в Эдинбургском университете. Хотя эти лекции, опубликованные в 1902 году в качестве отдельной книги под названием «Многообразие религиозного опыта», имели широкий успех, сам Джеймс остался ими недоволен, полагая, что он уделил в этих лекциях слишком много внимания изложению фактов и слишком мало — философскому анализу[4].