Естественная теология


Естественная теология, в прошлом также называемая физико-теологией[1] — разновидность теологии, основанная на разуме и повседневном опыте как базисных понятиях для познания Бога[2].

Это отличает ее от богооткровенной теологии (или религии откровения), которая основана на Священном Писании или религиозном опыте различного рода, а также трансцендентальной теологии, основанной на априорных рассуждениях. Таким образом, естественная теология — это часть философии религии, описывающая природу богов, или, в монотеистических религиях, утверждающая или отрицающая возможность познания качеств Бога, особенно аргументирующих его существование посредством методов чистой философии, не прибегая к какому-либо особому или сверхъестественному откровению[3][4].

Идеалы естественной теологии восходят к Ветхому Завету и греческой философии[5]. Ранние источники, свидетельствующие о подобных идеалах, берут начало в работах пророка Иеремии и Книге премудрости Соломона[5][6] и в трактате Платона «Тимей». Позднее этот вопрос освещал в своих работах Марк Теренций Варрон, и его терминология вошла в стоицизм и позднее использовалась в христианстве благодаря Аврелию Августину и Фоме Аквинскому.

Помимо «Трудов и дней» Гесиода и «Гат» Заратуштры, самое раннее из сохранившихся описаний естественной теологии дает Платон. В «Тимее» приводится следующая мысль: «Назовем ли мы его космосом или иным именем, которое окажется для него самым подходящим, мы во всяком случае обязаны поставить относительно него вопрос, с которого должно начинать рассмотрение любой вещи: было ли оно всегда, не имея начала своего возникновения, или же оно возникло, выйдя из некоего начала?»[7]. В «Законах», отвечая на вопрос о том, какие аргументы оправдывают веру в богов, Платон утверждает: «Никто из смертных не может стать твердым в благочестии, если не усвоит двух только что указанных положений. Первое — что душа старше всего, что получило в удел рождение; она бессмертна и правит всеми телами; второе — что в звездных телах, как мы не раз говорили, пребывает ум всего существующего»[8].

Марк Теренций Варрон в своем труде Antiquitates rerum humanarum et divinarum[9] выделил три различные вида теологии: гражданская (политическая, theologia civilis), естественная (физическая, theologia naturalis) и мифическая (theologia mythica). Богословы гражданской теологии — люди, изучающие то, как боги соотносятся с повседневной жизнью и императорским культом. Богословы естественной теологии — философы, изучающие природу богов, а богословы мифической теологии — поэты, создающие мифологию[10].