Многотиражная газета


Многотиражная газета (или низовая газета, корпоративная газета) — газета, издаваемая производственными, научными или учебными коллективами. Термин «многотиражная газета» обозначает периодическое издание газетного типа, выпускаемое на предприятии или в учреждении типографским, литографским или другими множительными способами (гектограф, стеклограф, шапирограф). В качестве синонимов в 1920—1930-е гг. употреблялись наименования «местная газета», «печатная газета», «тиражная газета».

В 1972 году в СССР выпускались 3852 многотиражные газеты (из них 955 колхозных) общим годовым тиражом свыше 424 млн экземпляров; периодичность этих изданий составляла от 3—5 раз в неделю до 1 раза в месяц. Важнейшую их часть составляли производственные издания. Некоторые из них к концу 1980-х годов имели десятки тысяч читателей, тираж до 100 тысяч экземпляров и распространялись во многих областях страны, на территории нескольких республик[1].

Многотиражные издания появились в СССР вместе с ликвидацией безграмотности среди населения и служили целям информирования, воспитания сознательности и общественной активности в коллективах предприятий, вузов, воинских частях.

Начало этой работе положили решения руководства партии: письмо ЦК РКП (б) от 7 июля 1922 г. «О плане местных газет», постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) от 1 декабря 1924 г. «О стенных газетах» и от 1 ноября 1925 г. «О рабселькоровском движении»[2]. Первые многотиражные издания создавались на основе стенных газет, путем их размножения на гектографе, затем начали печататься типографским способом. Важно, что такие газеты создавались по инициативе «снизу», творческими усилиями самих рабочих, которые хотели издавать газету самостоятельно, для себя и о своем предприятии и коллективе[3]. Подготовку рабочих и сельских корреспондентов (рабкоры, селькоры, рабселькоры) вели кружки при редакциях стенных, фабрично-заводских, уездных и губернских (затем — областных) газет. Отделы печати и издательств региональных комитетов ВКП(б) организовывали курсы переподготовки заместителей редакторов и заведующих партийными отделами районных газет, редакторов фабрично-заводских газет, корректоров[4].

В период сталинской индустриализации в содержании многотиражных газет происходят изменения: они становятся одним из инструментов создания новой социальной реальности, «нового советского человека», «нового общества»[5]. Издателем многотиражки становятся партийная организация, администрация и профсоюзный комитет, а сама газета становится «коллективным организатором»[5].

Каждое крупное предприятие стремилось иметь свою печатную газету, их издавали даже предприятия ГУЛАГа[6]. По сведениям И. В. Кузнецова, в 1930-е гг. в СССР издавалось «свыше 2000 производственных многотиражек»[7].