Мобутизм


Мобутизм — идеология политической партии Народное движение революции в Заире (ныне Демократическая Республика Конго). Являлся политической идеологией в стране в период с 1965 по 1997 год[1][2]. Идеология мобутизма была создана Мобуту Сесе Секо на основании его собственных идей, и политических убеждений. Им же была создана система пропаганды, которая формировала и укрепляла его культ личности.

Идеология мобутизма была изложена в «Манифесте Нселе» от 20 мая 1967 года, она включала в себя африканский национализм, революционность и «подлинность» (Заиризация  (англ.)), отказ и от капитализма и от коммунизма. В манифесте декларировалось уважение демократических свобод, участие граждан в принятии политических решений, освобождение Заира от всякого рабства и обеспечение его прогресса путем построения подлинно социальной и демократической республики, но на деле был установлен однопартийный режим[2] (партия Народное движение революции).

15 августа 1974 года была принята Конституция Заира, закрепившая идеологию мобутизма на правовом уровне (пересмотрена 15 февраля 1978 г. и дополнена 5 июля 1990 года).

Мобутизм провозгласил Заиризацию  (англ.) страны, что означало возвращение к подлинности, то есть к национальным истокам, и отказ от европейской культуры, одежды (переход на одежду в стиле Мао —так называемый абакост), имён, религии[2]. В результате политики заиризации произошла смена названия страны с Демократическая Республика Конго на Заир. Все населенные пункты страны были переименованы, так столица страны была переименована из Леопольдвиля в Киншасу. Граждане должны были изменить свое имя и фамилию в течение 48 часов, пример подал сам Мобуту, сменив имя Жозеф-Дезире Мобуту на Мобуту Сесе Секо Куку Нгбенду ва за Банга (на языке нгбанди: могучий воин, шагающий от триумфа к триумфу, оставляющий после себя пепел, или коротко «Всемогущий воин[2]»).

Народное движение революции стало единственной легально действующей политической партией. Мобуту Сесе Секо ввел закон, по которому каждый новорождённый гражданин Заира становился членом партии.

Мобутизм предполагал культ личности Мобуту Сесе Секо, как «Отца нации», повсеместное присутствие его изображения на улицах, в официальных учреждениях, школах и на телевидении в качестве единственного пропагандируемого члена заирского правительства[3]. Была установлена цензура, наложившая запрет на присутствие в средствах массовой информации имен любых заирских граждан, кроме самого Мобуту или членов заирских футбольных команд[4]. Мобуту наделил себя божественными силами, ограничив влияние христианства в стране.