Модель бюрократии Нисканена


Модель бюрократии Нисканена (концепция «максимизирующего бюрократа», англ. Budget-maximizing model) — модель теории общественного выбора, которая показывает, что интересы государственных служащих порождают давление в пользу увеличения масштабов каждого из участков государственного сектора и, как результат, этого сектора в целом. Модель впервые была предложена американским экономистом Уильямом Нисканеном в 1968 году.

В 1955 году были опубликованы законы Паркинсона, названные в честь британского историка Сирила Паркинсона. Они описывали ряд выявленных закономерностей: бюрократы порождают сами себя и создают друг другу работу (и как следствие, количество бюрократов растёт из года в год без каких-либо изменений в объёме требуемой работы); расходы бюрократов растут с доходами; рост расходов приводит к усложнённостям.

А в 1965 году в работе[1] американского экономиста Гордона Таллока представлена модель бюрократии Таллока, а в работе 1967 года[2] впервые было использовано рентоориентированное поведение бюрократа[3][4].

Последующая критика модели бюрократии Таллока и дискуссия с У. Нисканеном привели последнего к идее применить формальный экономический анализ к структуре и деятельности правительства. Именно Гордон Таллок предложил У. Нисканену опубликовать его концепцию о бюрократии в виде отдельной статьи. Экономическая модель бюрократии была представлена американским экономистом Уильмом Нисканеном в работе «Особая экономика бюрократии»[5] в 1968 году.

Последующая критика модели привела к корректировке модели бюрократии Нисканена в его работе «Бюрократия и представительное правление»[6] в 1971 году. А в работе «Бюрократы и политика»[7] в 1975 году была представлена расширенная модель бюрократии Нисканена, а в работе «Пересмотр»[8] за 1996 год модель была полностью пересмотрена.

Бюрократия — это система бюро (в качестве специализированных подразделений государственного аппарата, финансируемых из государственного бюджета и ответственных за поставки услуг общественного сектора конечному потребителю, так и частные некоммерческие организации). Бюро не получает доход с продаж, поскольку поставляет общественные блага, его предложение зависит не от цены, а от выделенного бюджета. Бюро не избирается, а назначается.