Общественные блага


Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

Разделение общественного и частного блага восходит к Политике Аристотеля. Общественное благо является целью существования государства. Традицию Аристотеля продолжает Фома Аквинский выделяя «общее благо» (bonum commune).

Согласно К. Р. Макконнеллу и С. Л. Брю, общественный товар — это товар или услуга, к которым неприменим принцип исключения и производство которых обеспечивается государством при условии, что они приносят существенные выгоды обществу[1].

Чистых общественных благ не так много, чаще встречаются смешанные блага, включающие в себя свойства как от частных, так и от общественных благ.

Кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего объема блага. Совокупный спрос определяется суммированием цен каждого потребителя при заданном объеме (вертикальное суммирование). Все потребители должны потреблять весь объем выпускаемого общественного блага.

Существует мнение, что общественные блага может предоставлять только государство, однако это не так. В XVII веке в Англии осуществлялось строительство маяков частными лицами ради индивидуальной выгоды, в то время как существовала специальная государственная служба, созданная в том числе для постройки маяков;[2] а рэкетиры, например, предлагают защиту прав собственности от членов своей и других организаций.