Политика (Аристотель)


«Поли́тика» (греч. Πολιτικά) — трактат Аристотеля о государстве, содержащий начала социальной и политической философии. Трактат написан в последние годы (335322 до н. э.) жизни Аристотеля в Афинах, попавших под влияние Македонии[1]. В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей. Отмечают, что конечная задача, которую ставит перед собой Аристотель в «Политике», — теоретическое построение идеального полиса[2].

Аристотель определяет государство (греч. πόλις) как общину (греч. κοινωνία)[3], организованную ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье (греч. οἰκία) — общению, естественным путём возникшему для удовлетворения повседневных надобностей (с. 377, 1252b). Семьи, объединённые в селения (греч. κώμη), составляют неотъемлемую часть государства (с. 380, 1252b). Аристотель под семьёй понимает семью патриархальную, где есть домашние рабы (δούλων), а глава семьи уподоблен монарху (с. 386). В отличие от позднейших теорий общественного договора, Аристотель считает государство естественным образованием, а человека он называет существом политическим (с. 379, греч. πολιτικὸν ζῷον — 1253a).

Войну Аристотель интерпретирует как «средство для приобретения собственности» (с. 389), прежде всего рабов, которые рекрутируются из варваров — людей «от природы предназначенных к подчинению, но не желающих подчиняться» (с. 389). Домохозяйство (греч. Οικονομικά — экономика) включает в себя три науки: приобретения, пользования и управления (с. 398).

Аристотель критикует идеальное государство Платона, отстаивая необходимость сохранения частной собственности и семьи в государстве. Основной аргумент заключается в следующем: «К тому, что составляет предмет владения большого числа людей, прилагается наименьшая забота» (с. 406). По мысли Аристотеля власть должна принадлежать тем, кто «носит тяжёлое вооружение» (с. 417).

Аристотель разбирает проблему гражданства. Гражданин — это участник государства, то есть участник суда присяжных и народного собрания. Аристотель отказывал в гражданстве рабам, метекам (иностранцам), ремесленникам, а в 7й книге — и крестьянам (с. 604). Гражданами не должны считаться те, без кого может обойтись государство. Важное отличие гражданина — это умение и властвовать, и подчиняться. По количеству граждан, принимающих участие в управлении, он различал три «правильные» (то есть нацеленные на достижение общего блага) формы правления (с. 457):

Для Аристотеля самой лучшей формой правления является аристократия, когда правят самые лучшие граждане: «Из трех видов государственного устройства, какие мы признаем правильными, наилучшим, конечно, является тот, в котором управление сосредоточено в руках наилучших»[5].