Модульное искусство


Модульное искусство — направление современного искусства, подразумевающее создание произведений путём объединения совместно стандартизированных единиц (модулей) с образованием более крупных, более сложных композиций. В некоторых работах модули могут быть перемещены, удалены или добавлены к исходному набору[1].

Начиная с 1950-х годов ряд современных художников стремились включить кинетические методы в свои работы в попытке преодолеть статический характер существующего искусства. Так американский скульптор Александр Колдер одним из первых предпринял попытки внедрения физического динамизма в современном искусстве, его работы постоянно менялись через постоянное движение, в ряде случае для этих преобразований не требовались усилия человека[2]. Швейцарец Жан Тенгели создававший саморазрушающиеся скульптуры продолжил изыскания в области передачи динамической изменчивости произведения искусства, создав форму полной ликвидации. Венгерский скульптор Виктор Вазарели в 1955 году издал свой манифест JAUNE, в котором утверждал, что его произведения искусства умножаются и повторяются в сериях в противовес статическому искусству прошлого[3].

Модульность входит в мир современного искусства в основном за счёт дисциплин промышленного дизайна и архитектуры. Бельгийский архитектор Луи Герман Де Конинк работая в команде создал первый образец модульной кухни Cubex в 1932 году. Серия состояла из стандартных и промышленно выпускаемых компонентов, которые могли быть объединены и выстроенными в различных комбинациях для размещения в кухне практически любого размера[4]. Американский дизайнер Гилберт Рохде в 1930-х — 1940-х годах работал над создание модульной мебели для компании Herman Miller Corporation, как и Де Конинк он разработал стандартные конфигурации модулей которые легко вписывались в любой интерьер при взаимозаменяемости. Использование модуля имеет богатую архитектурную историю[5]. В древности архитекторы использовали модуль, прежде всего, в качестве единицы измерения направляющей пропорции плана.

В 1950-х — 1960-х годах в США сформировалось направление скульптурного модульного конструктивизма его возникновение связывают с американскими скульпторами Эрвином Хауэром и Норманом Карлбергом[1]. Создаваемые в рамках направления конструкции оказались полезными и привлекательными для использования в архитектурных стенах и экранах, часто демонстрируя сложные узоры волнообразных тканеподобных лямок и витков с отверстиями, которые пропускают и фильтруют свет, создавая при этом волнообразные узоры тени.