Момидзигари


Момидзигари (яп. 紅葉狩) или момидзи (яп. 紅葉) — это традиционное для Японии любование осенней сменой окраски листьев. В первую очередь, традиция связана с краснеющими листьями клёнов видов дланевидный и японский, но не ограничивается только ими. Момидзи является такой же важной и популярной традицией, как и любование цветущей сакурой: за это они поэтически названы пятым и шестым временами года[1]. Момидзи является частью японской культуры и оказывает заметное влияние на туристическую индустрию. В других странах существуют схожие традиции, например, Leaf peeping[en] в США, но их трудно уравнять по значимости и степени влияния с японской.

Различают два термина, описывающих любование осенней сменой окраса листвы: «коё» (яп. 紅葉) и момидзи (яп. 紅葉). Несмотря на то, что на кандзи оба слова записываются одинаково, прочтение зависит от контекста[2].

«Коё» — листопад из жёлтых и красных листьев (естественный процесс), в то время как «момидзи» — исключительно интенсивно красная окраска и чаще ассоциируется с традицией любования[3]. Полное название традиции звучит как «момидзигари» и происходит от сочетания слов «момидзи» («красные листья» или «клён») и «гари» («охота»). Так же существует эндонимичный для Хоккайдо термин кампукай[ja] (яп. 観楓会), означающий «совместное времяпрепровождение для наблюдения за листьями» или само место для таких наблюдений.

Традиция момидзи зародилась в Японии в период Хэйан и, предположительно, связана с буддистскими практиками осознания эфемерности и преходящности всего сущего[3]. Любование красными клёнами описывается уже в «Повести о Гэндзи»[a]. А в XVI веке драматург Кандзе Нобумицу написал классическую пьесу для театра но «Момидзигари»[en]. Таким образом момидзигари является традицией, насчитывающей уже много веков. На «охоту за кленовыми листьями» отправляются пешком в одиночку или компанией; устраивают пикники под клёнами; гуляют в парках. В западном восприятии традиции ханами и момидзи иногда гипертрофировано эстетизируются, в то время, как для обычного японца — это возможность приятно провести время на природе, не придавая данному досугу сакральный смысл[5].

Считается, что вплоть до периода Эдо традиция момидзигари поддерживалась исключительно представителями высоких сословий, но постепенно демократизировалась[2]. С ростом интереса к японской культуре традиция стала распространяться по всему миру, однако, не стала самостоятельной, а однозначно атрибутируется с японской эстетикой[6].