Монастырь Хайлигенграбе


Монастырь в Хайлигенграбе (нем. Kloster Stift zum Heiligengrabe); нем. Heiligengrabe — букв. Святая могила то есть Гроб Господень)[2] — протестантский (бывший католический) женский монастырь, расположенный на территории коммуны Хайлигенграбе земли Бранденбург. Монастырь считается наиболее полно сохранившимся в Бранденбурге и с 1998 года является памятником архитектуры общенационального значения[3][4].

Монастырь был основан в 1287 году маркграфом Бранденбурга Оттоном IV недалеко от деревни Тегов (нем. Thegow)[5]. Через два года в него переселились двенадцать монахинь из цистерцианского монастыря в Клостер-Нойендорфе в Альтмарк[6]. В 1317 году впервые упоминается существование часовни Гроба Господня (Heiligen Grabes, также известная как часовня на крови) — архитектурной копии Гроба Господня в Иерусалиме, с которой связана антисемитская легенда XVI века об основании монастыря. Согласно этой легенде, один еврей украл из церкви гостию и закопал её неподалеку под виселицей[7]. Однако гостия кровоточила и попала на руки вора, в результате чего он был пойман и казнён. Место захоронения гостии вскоре стало чудотворным и на её месте возник монастырь[6][8]. Распространение легенды в начале XVI века преследовало хозяйственные цели монастыря, который после перестройки в 1512 году[5] в стиле поздней готики часовни Гроба Господня стремился стать новым центром паломничества в Бранденбурге, наравне с Альт-Крюссов и Бад-Вильснак[9].

В начале XVI века в монастыре проживало около 180 человек, в том числе 70 цистерцианцев вместе с игуменьей, а церковные земли занимали 65 000 акров между Витштоком и Прицвальком[6]. Монастырь был полностью обеспечен зерном, мясом и рыбой, а также собиралась десятина с 17 деревень. В 1539 году курфюрст Иоахим II начал проводить в Бранденбурге Реформацию, однако монахини во главе с аббатисой Анной фон Китцов и приорессой Элизабет фон Альвенслебен отказались принять новое учение и покинули монастырь[7][5]. Через год они вернулись, но процветание монастыря подошло к концу. При поддержке епископа Хафельбергского Буссо X монастырь продолжал бороться против Реформации. Только в 1549 году, спустя год после кончины епископа, монастырь был преобразован в евангельскую женскую общину[6]. В 1552 году был назначен монастырский староста, отвечавший за экономическое развитие общины.

Монастырские здания пострадали от пожара во время Тридцатилетней войны, из-за чего они были заброшены с 1636 по 1648 год[5]. Затем, под руководством аббатисы Анны фон Татенов, ставшей к тому времени именоваться доминой, община была вновь открыта и функционировала преимущественно как заведение для девиц буржуазного сословия, которые могли там получить всестороннее для того времени образование[8][7]. В 1740 году во время правления короля Фридриха II община вновь стала женским монастырём, а настоятельница вместо домины стала вновь называться аббатисой[4][10].