Монокль


Моно́кль (от фр. mоnосle ← позднелат. monoculusдр.-греч. μόνος ‘один’ + лат. oculus глаз’) — один из видов оптических приборов для коррекции или улучшения зрения. Состоит из линзы, как правило, с оправой, к которой может быть прикреплена цепочка для закрепления на одежде, во избежание потери монокля.

Монокль как оптический прибор был изобретён в XIV веке. Первоначально он представлял собой линзу, закреплённую на длинной ручке, которая держалась над текстом либо перед глазами. В XVI веке ручка монокля потеряла свою функцию, поскольку получило распространение зажатие монокля с помощью мышц лица[1].

Как популярный оптический аксессуар монокль вошёл в повсеместную моду одновременно с пенсне во второй половине XIX века и являлся массовым предметом ношения на лице до Первой мировой войны. Монокль, как правило, носился мужчинами и особую популярность имел среди гвардейских офицеров, особенно немецких[2].

Монокли получили максимально широкое распространение, как отмечают исследователи, в Германии и Российской империи. Но, при этом, во время Первой мировой войны в России монокль вышел из моды и повсеместного употребления. Причинами этого считаются патриотические соображения: русские отказывались от использования монокля для демонстрации различия с «воинственными тевтонами», которые более «страстно» относились к моноклю и не спешили от него отказываться в годы войны. В прессе России этого периода представитель вражеской армии — «прусcак в остроконечной каске и с моноклем» часто изображался в карикатурном образе[2].

Среди последних любителей монокля в России отмечают писателя Михаила Булгакова. Уже в советский период, после получения первого писательского гонорара за публикацию в газете «Гудок», Булгаков приобрёл на «толкучке» монокль и сфотографировался с ним. Впоследствии он любил раздавать эту фотографию друзьям и знакомым. Существует предположение, что для Булгакова монокль стал «эпатирующим символом буржуазности», признаком скрытой оппозиционности советскому строю[2].

Монокль иногда ассоциируется как один из «изящных» символов жизни Европы конца XIX-начала XX века[2].