Монтегю, Уильям Пепперелл


Уильям Пепперелл Монтегю (англ. William Pepperell Montague; 11 ноября 1873[1], Челси[d], Массачусетс[2] — 1 августа 1953[1], Нью-Йорк, Нью-Йорк[2]) — американский философ-идеалист, представитель неореализма.

Монтегю родился в 1873 году в Челси, штат Массачусетс, в глубоко христианской семье. После учёбы в колледже Бернарда и Колумбийском университете он поступил в Гарвард, где изучал философию. В то время он проявлял большой интерес к проблеме единения тела и разума (проблема тела-разума). В Гарварде он испытал влияние философа-натуралиста Джорджа Герберта Палмера[3], затем Джорджа Сантаяна[4], который познакомил его с платонической философией и его теорией сущностей, значительное влияние на будущего философа также оказал Джосайя Ройс[5], который обучил его истории, философии и собственной идеалистической философии.

После получения докторской степени по философии в 1898 году, защитив диссертацию на тему «Онтологические последствия практического разума», Монтегю начал свою академическую карьеру в Калифорнийском университете в Беркли, где он учился преподавать под руководством философа и теолога Джорджа Холмса Хоуисона. Он также познакомился с физикой и посвятил себя математике, что на некоторое время отвлекло его от философских исследований.

В 1903 году он снова поступил в Колумбийский университет и возобновил свою исследовательскую работу, чтобы разработать под влиянием философа-реалиста Фредерика Вудбриджа свою «презентационную» теорию восприятия. В 1910 году Монтегю работал с Ральфом Перри[6] и Эдвином Холтом над созданием реалистической философии восприятия и знания, которая в последующие годы составила доктринальное ядро «неореалистического» движения (нового реализма)[7].

После разрыва связей с неореалистами в конце 1910-х годов Монтегю пытался развить свою собственную концепцию взаимоотношений между миром и разумом, противопоставляя свои идеи теории относительности Эйнштейна и теории эволюции Дарвина. В то же время он работал в научно-исследовательском фонде Института Карнеги, который дал ему возможность оставаться за границей, в частности в Италии, Чехословакии и Японии. В 1930-х годах примыкал к «религиозному реализму», к концу жизни стал склоняться к томизму[8].

Он продолжал свою педагогическую исследовательскую карьеру в Колумбийском университете до выхода на пенсию в 1947 году.