Моримура, Ясумаса


Ясумаса Моримура (яп. 森村 泰昌, англ. Yasumasa Morimura; род. 11 июня 1951, Осака) — современный японский художник-перформер и аппроприационист, известный своими работами в области фотографии, кино и живой постановки. В своих фотографических и перформативных сериях работ Моримура переосмысливает узнаваемые произведения и персонажей из истории искусства и масс-медиа, принимая на себя роли главных героев и преодолевая национальные, этнические, гендерные и расовые границы. Он исследует такие темы, как природа идентичности, постколониализм, авторство и западное представление о Японии и Азии.

Начав творческую карьеру с черно-белой натюрмортной фотографии, Моримура вскоре столкнулся с проблемой самовыражения и личностного определения, и решил визуализировать этот внутренний конфликт через автопортреты. Созданный им в 1985 году постановочный портрет «Ван Гог» стал первым из множества автопортретов, в которых он примерял на себя образы известных художников, исторических личностей, звезд и персонажей известных произведений искусства.[5]

С начала 1980-х Моримура следует авторским правилам постановки композиции, включающим тщательно продуманные костюмы, макияж, реквизит и декорации, превращая свое тело в практически идентичную реплику выбранного объекта. С развитием цифровой фотографии и графических редакторов, в конце 1990-х годов его работы стали визуально более  сложными и дополнились монтажом и обработкой цифровых изображений.

В своих более поздних работах Моримура также воплощает своих персонажей в коротких видео, фильмах и живых постановках, где они выражают свои идеи через движение и короткие монологи.[6]

Ясумаса Моримура родился в 1951 году в Осаке, Япония.[7] После завершения американской оккупации Японии в 1952 году, Моримура воспитывался в поколении, насыщенном западными ценностями и культурными влияниями, ставшими ключевыми для Японии в послевоенный период. Этот постоянный контакт с западными, в том числе американскими, социокультурными тенденциями в музыке, кино и моде сформировал его творческие воззрения в 1980-х годах.[8]

В середине 1970-х годов Моримура поступил в Киотский муниципальный университет искусств, где в 1978 году получил степень бакалавра изобразительных искусств. Во время обучения он проявил особый интерес к фотографии после того, как прослушал курс фотографа журнала Life Эрнеста Сатоу (1927-1990). Сатоу преподавал современные западные эстетические идеалы в фотографии и технику съемки, подробно исследуя работы французского фотографа-гуманиста Анри-Картье Брессона.[9]