Апроприация


Апроприация (лат. appropriātio, происходящее от аd ‘к’ + proprius ‘собственность’ с последующим упрощением) — усвоение, присвоение; в русском языке также встречается определение апроприационизм — термин в истории искусства и критике, относящийся к более или менее прямому использованию в произведении искусства реальных предметов или даже других, уже существующих произведений искусства.

Практику апроприации можно отследить вплоть до коллажей кубистов и работ Пикассо и Брака, сделанных в 1912 году, в которых такие реальные объекты, как газеты, были включены в произведение и представляли сами себя.

Практика присвоения была развита намного дальше в редимейдах французского художника Марселя Дюшана в 1915 году. Наиболее известным примером является «Фонтан» (писсуар, подписанный Дюшаном и представленный как произведение искусства).

Позднее сюрреалисты использовали апроприацию в коллажах и объектах, таких как Телефон-лобстер Сальвадора Дали (телефон с лобстером вместо телефонной трубки).

В конце 1950-х годов присвоенные образы и объекты появились в работах Джаспера Джонса и Роберта Раушенберга, в произведениях поп-арта.

Термин апроприация используется также в более узком значении, в связи с деятельностью американских художников в 1980-х годах, особенно Шерри Ливайн[англ.] и художников нео-гео. Шерри Ливайн воспроизводила в качестве собственных произведения других художников, включая живопись Клода Моне и Казимира Малевича. Её целью было создать новую ситуацию, новое значение или набор значений для знакомого образа.