Кубизм


Куби́зм (фр. Cubisme, от сube — куб) — течение в западноевропейском искусстве, связанное с концепциями модернизма. Прежде всего, характерно для французской живописи, и скульптуре этого периода[1]. Изобразительное искусство кубизма оказало значительное влияние на архитектуру, литературу и музыку XX—XXI века.

Название течения, как это часто бывает в истории искусства, возникло случайно. В 1908 году жюри Осеннего Салона в Париже отвергло картину Жоржа Брака «Дома в Эстаке». Живописец Анри Матисс, один из членов жюри, сказал, что странная картина «написана кубиками». Критики подхватили новое название. Луи Воксель (Louis Vauxcelles) в 1908 году в обзоре выставки Жоржа Брака в галерее Даниеля Анри Канвейлера назвал художника смелым человеком, презирающим форму, «сводящим все, места, фигуры и дома к геометрическим схемам, к кубам»[2] (он же дал название другому модернистскому течению в живописи — фовизму). Ранее, в аналогичном контексте, критик Луи Шассеван в своей статье 1906 года о «Независимых художниках» (Les Artistes indépendants) назвал Жана Метцинже «мозаичистом, подобным Синьяку, но более точным в разрезании цветных кубиков, которые, как кажется, сделаны машиной, а не человеком»[источник не указан 399 дней].

По другой версии термин «кубизм» — это неологизм, придуманный поэтом Максом Жакобом в июне 1907 года во время дружеских встреч и в спорах об искусстве с Пабло Пикассо, его спутницей Фернандой Оливье, Гийомом Аполлинером и Мари Лорансен[3].

Распространение термина «кубизм» связано с 1911 годом, в основном в отношении живописи Жана Метценже, Альбера Глеза, Робера Делоне и Фернана Леже. В 1911 году поэт и критик Гийом Аполлинер принял этот термин от имени группы художников, приглашённых для участия в выставке «Независимых» в Брюсселе. Книга «О кубизме»[4], написанная Альбером Глезом и Жаном Метценже, была опубликована в 1912 году с целью прояснить неясность, возникшую вокруг этого термина, и в качестве защиты нового течения в живописи, продолжавшего вызывать возмущение в обществе. Эта работа является первым теоретическим трактатом о кубизме[5].

За манифестом Глеза и Метценже в 1913 году последовала книга Гийома Аполлинера «Живописцы-кубисты. Эстетические размышления» (Les Peintres cubistes. Méditations esthétiques, Paris)[6]. Аполлинер был тесно связан с 1905 года с Пабло Пикассо и с 1907 года с Жоржем Браком, интересовался творчеством таких художников, как Глез, Метценже, Андре Дерен, Франсис Пикабия, Морис де Вламинк, Анри Руссо, Робер Делоне.