Фовизм


Фови́зм (фр. Le fauvisme, от фр. les fauves — «дикие», «хищники») — течение в живописи французского постимпрессионизма начала XX века. Некоторые историки искусства рассматривают фовизм как искусство авангарда, исключая его из постимпрессионизма, другие — к модернизму[1]. Классическим периодом фовизма принято считать время с 1904 по 1908 год[2]. Наиболее важный этап приходится на 19051907 годы. Характерные особенности живописи фовистов — использование предельно интенсивных цветов в их контрастных сочетаниях без валёров, обобщённые контуры, сведение формы к простым очертаниям, отказ от светотеневой и тональной моделировки и сложных перспективных построений.

В 1905 году в зале VII Осеннего салона в Париже были выставлены картины Анри Матисса, Альбера Марке, Жоржа Руо, Анри-Шарля Мангена, Андре Дерена, Мориса Вламинка, Отона Фриеза, Кеса ван Донгена, Шарля Камуана, Робера Деборна, Жюля Фландрена и Жана Пюи.

Картины отличались необычной яркостью красок, нарочитой огрублённостью формы, широкими мазками. Они оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти. В том же зале находилась статуэтка Альбера Марке, стилизованная под искусство итальянского Возрождения и напоминающая скульптуру Донателло. Критик Луи Воксель не сдержался и бросил фразу: «Донателло среди диких» (Donatello chez les fauves). Он не имел ввиду ничего дурного, но фраза была подхвачена публикой и журналистами и на следующий день название нового течения замелькало в газетах[3].

Сами художники никогда не признавали этого термина и отрицали свою принадлежность кругу фовистов. «Около двух лет группа выступала совместно. Творчество фовистов основывалось не на какой-либо теоретической программе (поэтому оно не является художественным направлением), а на интуитивных устремлениях участников. Лишь позднее некоторые из художников пытались как-то объяснить свою „живописную агрессивность“, из-за которой они и получили прозвание „диких“»[4].

Многие художники-фовисты говорили о том, что их участие в Осеннем салоне 1905 года было случайным, а их присутствие в зале VII — стечением обстоятельств. Неоднократно высказывалось наблюдение, что некоторые фовисты, в действительности, занимали маргинальное положение по отношению к течению. Например, Жорж Руо, приняв участие в Осеннем салоне, практически не участвовал в последующей деятельности группы. Его относят к представителям фовизма с некоторыми оговорками[5].