Осенний салон


Общество осенних салонов, укороченное название Осенний салон (фр. Société du Salon d’automne, также Salon d’automne) — объединение деятелей искусства во Франции, основанное в 1903 году архитектором Францем Журденом в сотрудничестве с такими художниками, как Жорж Руо, Эдуар Вюйяр, Альбер Марке. В создании общества также принимали участие такие заслуженные мастера живописи, как Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Одилон Редон, Эжен Каррьер. Ренуар и Каррьер были избраны почётными президентами общества.

Образование Общества осенних салонов было реакцией на консервативную политику, проводимую в области искусства официальными Парижскими салонами. В отличие от Салона Независимых, проводимого ежегодно весной, на котором художники выставляли свои работы зимнего сезона, на Осенних салонах демонстрировались произведения, созданные летом. В отличие от Салона Независимых, в осенней выставке принимали участие не только живописцы и скульпторы, но также архитекторы, музыканты, литераторы и художники Декоративно-прикладное искусство декоративно-прикладного искусства. Свои произведения могли выставлять и иностранные художники.

Первая Осенняя выставка состоялась в 1903 году в парижском Малом дворце, а с 1904 года и вплоть до нашего времени она проходит ежегодно в октябре или в ноябре в Большом дворце (за исключением выставок 1937 и 1940 годов). Наиболее известной в истории искусства была Осенняя выставка 1905 года, на которой Анри Матисс и его друзья выставили свои работы в зале VII; после этого события вошло в обращение такое понятие, как фовизм. В 1907 году в Осеннем салоне состоялись ретроспектива работ Сезанна и выставка памяти Гогена.

В 1911 году на IX Салоне Гийом Аполлинер представил публике картины Робера Делоне, Фернана Леже, Альбера Глеза[1], Жана Метценже, Анри Ле Фоконье; прото-кубистические скульптуры Раймона Дюшана-Вийона[2] и Йожефа Чаки.

Общество осенних салонов всегда старалось предоставить зрителям возможность наиболее полно познакомиться с самыми талантливыми и интересными произведениями современного искусства. После окончания Первой мировой войны на Осенних салонах доминировали произведения Амедео Модильяни, Жоржа Брака, Марка Шагала и других художников-модернистов. Вплоть до середины 1950-х годов Осенний салон был важнейшей сценой для современных направлений в живописи. Затем пальма первенства в этом «состязании» перешла к Парижскому биеннале.

Кроме вышеперечисленных мастеров, в выставках Осенних салонов принимали участие следующие художники: