Журден, Франц


Франц Журден (фр. Frantz Jourdain; 3 октября 1847, Антверпен — 22 августа 1935, Париж) — бельгийский архитектор и художник-декоратор периода модерна, писатель и теоретик архитектуры[6].

Франц Журден в 1860-х годах учился в Париже в Школе изящных искусств. Получил французское гражданство в 1870 году.

Он начал писать об искусстве в 1875 году и к концу жизни опубликовал около двухсот критических статей в шестидесяти журналах и газетах, а затем теоретических статей, в которых выражал свои архитектурные идеи. Некоторые из них были собраны в сборниках 1886 и 1931 годов. Его литературная деятельность была эклектична. Помимо статей на художественные темы, он опубликовал плутовской роман, два сборника рассказов, роман, пьесу и два сборника портретов художников[7].

Между 1880 и 1910 годами Журден был в авангарде движения за обновление архитектуры и сыграл важную роль во внедрении новых идей в искусстве периода модерна. Он открыл для себя неизвестных художников конца XIX века и был большим поклонником Галереи машин, созданной Фердинандом Дютером и Виктором Контаменом на Всемирной выставке 1889 года в Париже. В 1887 году Франц Журден был принят в Литературное общество (Société des gens de lettres).

К 1890-м годам Журден стал видным и часто цитируемым теоретиком искусства, противником академического образования и английского «Движения искусств и ремёсел». Он был враждебен к таким учреждениям, как Школа изящных искусств, которые душили новые таланты, и считал Римскую премию, благодаря которой художники уезжали в Италию на виллу Медичи для изучения классических древностей, пустой тратой времени.

В 1885 году французский предприниматель Эрнест Коньяк поручил Журдену перепроектировать первоначальное здание универмага «Самаритэн» и улучшить внешний вид здания. Между 1903 и 1910 годами Журден принципиально изменил конструкцию; яркое внешнее убранство было выполнено его сыном, декоратором Франсисом Журденом, художником Эженом Грассе, слесарем Эдуардом Шенком и керамистом Александром Биго. Проект отличался широким использованием стекла и открытых стальных рам, что вызвало критику со стороны многих архитекторов декоративного течения в искусстве модерна. В 1926—1928 годах здание универмага перестраивал совместно с Журденом его друг и коллега архитектор Анри Соваж[8][9].