Соваж, Анри


Фредерик Анри Соваж (фр. Frédéric Henri Sauvage; 10 мая 1873, Руан — 21 марта 1932, Париж) — французский архитектор и художник-декоратор периода модерна, стиля ар-деко и начала архитектурного модернизма[4].

Анри Соваж в 1892—1903 годах изучал архитектуру в Школе изящных искусств в Париже в мастерской Жана-Луи Паскаля, но покинул школу, не получив диплома, заявив, что является архитектурным самоучкой. Он был дружен со многими ведущими представителями новых движений в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, в том числе с архитектором-рационалистом Францем Журденом (1847—1935) и его сыном Франсисом, художником-декоратором и проектировщиком мебели Луи Мажорелем (1859—1926), архитекторами Эктором Гимаром и Огюстом Перре[5].

Анри Соваж был зятем скульптора, художника-медальера и краснодеревщика Александра Шарпантье. Примерно в 1895 году он создал проект магазина для фирмы по оформлению интерьеров и производства обоев своего отца Анри-Альбера Соважа и его партнера Александра-Амеде Жолли в 1-м округе Парижа (здание не сохранилось). Фирма «Jolly & Sauvage» получала множество заказов на обои и другие детали оформления интерьеров от архитекторов, работавших в стиле ар-нуво (франко-бельгийского модерна). Соваж делал рисунки для первого здания Эктора Гимара в «новом стиле»: Кастель Беранже (Castel Béranger, 1895—1898). Работая в отцовской фирме, совместно с Луи Мажорелем он изготавливал трафареты для альфрейных росписей, эскизы мебели, светильников и предметов декора.

В 1897 году Соваж отправился в Брюссель, где работал с архитектором Полем Сентенуа, одним из пионеров стиля модерн в Бельгии. Он также изучал работы архитектора и проектировщика мебели Поля Анкара. Время, проведённое Соважем в Брюсселе, изменило его представления об архитектуре точно так же, как двумя годами ранее Эктора Гимара вдохновил Особняк Тассель, спроектированный Виктором Орта в Брюсселе.

В 1898 году Соваж женился на Мари-Луизе Карпентер, дочери проектировщика мебели и скульптора Александра Шарпантье. В том же году Соваж вместе с Шарлем Саразеном основал собственную архитектурную фирму и стал членом Национального общества изобразительных искусств (Société nationale des beaux-arts), где регулярно демонстрировал свои рисунки и проекты.