Журден, Франсис


Франсис Журден (фр. Francis Jourdain; 2 ноября 1876, Париж — 31 декабря 1958, Париж) — французский художник декоративно-прикладного искусства, мастер-керамист, рисовальщик, проектировщик интерьера и мебели, функционалист, писатель, левый политический активист, приверженец анархизма и социализма. Сын архитектора Франца Журдена.

Франсис Журден родился 2 ноября 1876 года, в семье Франца Журдена [6], основателя и первого президента «Осеннего салона», объединения деятелей искусства (1903) и «Общества обновления Парижа» (Société du Nouveau Paris), группы, которая продвигала модернизацию города Парижа.

Франсис многое почерпнул из отношений своих родителей с влиятельными представителями интеллектуальной жизни Парижа того времени: Эмилем Золя, Альфонсом Доде и художниками (круг Александра Шарпантье). Впоследствии он говорил об обществе, в котором вырос, что в нём доминировали люди, которые были очень самоуверенны и склонны с лёгкостью занимать определённую точку зрения. Хотя его члены делали вид, что выступают за свободу и сострадание, по его мнению, это общество было испорчено предрассудками, ксенофобией и крайними эмоциями. Его отец был типичным представителем этого круга[7].

Отношения его отца с художественными кругами также позволили Франсису Журдену познакомиться с Клодом Моне и своим первым учителем Эженом Каррьером, от которого он унаследовал идею «честности искусств и ремёсел». Он ассистировал Альберту Бенару, создавшему его портрет в 1892 году[8]. Он восхищался художниками группы «наби»: Пьером Боннаром, Альбером Андре и Эдуаром Вюйаром, а также фовистами: Анри Матиссом и Альбером Марке. В 1893 году он встретил Вюйара и стал другом Анри де Тулуз-Лотрека, который познакомил его с анархистами.

С 1891 по 1899 год Франсис Журден сблизился с «Группой шести» (Groupe des Six), в которую входили Александр Шарпантье, Жан Дам, Шарль Плюме, Анри Нок, Феликс Обер и Тони Сельмерсхайм. Художники задумали, следуя «правде материала», сделать «единственными украшениями» пропорции, контраст форм и цвета. Они также пытались согласовать социальные идеи Уильяма Морриса и рационализм Виолле-ле-Дюка, отказавшись при этом от их средневековых идеалов ради достижения простоты «полезного искусства», на которую уже претендовал Пьер-Жозеф Прудон, первый назвавший себя анархистом. «Группа шести» приветствовала архитектуру Огюста Перре, уже планировавшего для Всемирной выставки 1900 года в Париже «Современное фойе», в котором должны были использоваться самые последние технологии с чрезвычайно рациональной конструкцией исключительно из бетона[9].

Но единственным крупным достижением этой группы остаётся внутреннее оформление и элементы декора виллы Луи Мажореля в Нанси (1898; архитектор Анри Соваж), в котором участвовал Франсис Журден и которое полностью соответствует эстетике искусства модерна 1901—1902 годов[9]. Одно из декоративных панно виллы работы Журдена демонстрировалось на Всемирной выставке 1900 года в Париже[10].