Наби (группа)


Группа «Наби́» (фр. Nabis от др.-евр. נביא‏‎ — «пророк», «избранный») — французская художественная группа, основана Полем Серюзье в Париже в 1888 году с целью «плодотворного развития символического синтетизма Поля Гогена»[1]. Набиды представляли собой одно из течений французского постимпрессионизма и символизма в искусстве конца XIX — начала XX веков.

Название группы придумал поэт, представитель парнасской школы, символист Анри Казалис. В группу входили живописцы Морис Дени, Эмиль Бернар, Пьер Боннар, Кер-Ксавье Руссель, Жан Эдуар Вюйар, Поль Серюзье, Этьен Террюс, график и живописец Феликс Валлотон, священник и живописец Ян Веркаде, рисовальщик, живописец и писатель Анри-Габриэль Ибель и другие. Идейным вдохновителем группы, наряду с Полем Серюзье, был Морис Дени. Бернар, Веркаде, Дени и Серюзье работали ранее с Гогеном в Понт-Авене. Несколько позднее к группе присоединились Поль Рансон, скульптор Аристид Майоль, занимавшийся в то время живописью и гобеленом, венгерский живописец Йожеф Риппл-Ронаи, скульптор Жорж Лакомб, датский художник Могенс Баллин. Друзья проработали вместе около десяти лет. Последняя выставка набидов состоялась в Париже в 1899 году.

Основу искусства набидов составил поздний стиль Поля Гогена и клуазонизм понт-авенской группы. Художники создали своеобразный вариант изобразительного символизма. Их творчество близко литературному символизму, но характеризуется главенством цветового начала, пластики линий, декоративной обобщенностью форм, мягкой музыкальностью ритмов, плоскостной стилизацией мотивов искусства разных этнических культур: французского народного искусства, японской гравюры, африканской скульптуры, итальянских «примитивов». Художников объединял спиритуализм, увлечение религиозной философией, музыкой, поэзией, эзотерическими учениями Востока. В эти годы в Париже была популярна книга Э. Шюре «Великие Посвящённые» (1899). Каждую субботу члены «Наби» собирались на Бульвар-дю-Монпарнас в квартире Рансона и его жены, Мари-Франсуа. Мастерскую Рансона именовали «храмом». Художники рядились в экзотические одежды. Рансон придумал для членов группы «тайные имена» и появлялся перед ними в специально сшитом «костюме пророка». В кругу «пророков» были приняты игра в древнегреческую, иудаистскую и масонскую символику[2].