Примитивизм


Примитиви́зм (лат.  primitivus — первый, самый ранний) — программное, сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, ориентация на формы примитива, наивного искусства[1].

Примитивным называют раннее, изначальное, то есть первобытное искусство. Отсюда второе значение: наивное искусство, лишённое критичности, саморефлексии, рационального или конструктивного начала композиции, связанное с доконструктивной стадией художественного мышления. Близкое понятие: инситное искусство (лат.  insitus  — врождённый, прирождённый, исконный). «Суть примитивного искусства, независимо от того, относим ли мы это понятие к изобразительной деятельности первобытного человека или ребёнка, заключается в наивном натурализме, получении удовольствия от простого сходства с натурой, узнавания объекта в изображении, и самого изобразительного процесса»[2].

В этом смысле примитивным называют искусство народов или племён, этнических групп, задержавшихся на ранних стадиях развития культуры, либо самодеятельное творчество народных мастеров, не прошедших специального обучения, академической школы рисунка, живописи и композиции, и опирающихся только на традицию и прирождённое чувство формы и цвета. В XIX веке «примитивами» назвали художников проторенессанса и кватроченто, искусство которых казалось «неумелым» в сравнении с шедеврами Высокого Возрождения и римского классицизма начала XVI века.

Примитивное не означает слабое, плохое. В таком искусстве существуют собственные критерии законченности, целостности, ясности образа. Поэтому примитивное искусство следует отличать от архаического, которое свойственно ранним стадиям развития любого исторического типа искусства. Примитив не подлежит развитию, он совершенен в своем роде. В архаических формах всегда предчувствуется классика, возможность дальнейшего совершенствования. Примитивные формы искусства народов Африки, Океании, Южной Америки, аборигенов Австралии невозможно представить себе иными, «улучшенными». Не случайно такими произведениями восхищались искушённые в области формы французские художники-постимпрессионисты[3].

Существует и обратный процесс — «снижение» развитых стилевых форм, намеренное упрощение, схематизация образов. Для обозначения этого культурного явления в западноевропейской традиции применяют специальный термин (нем. gesunkenes Kulturgut — сниженный культурный фонд), или «рустикализация исторического стиля». Народные мастера по-своему интерпретируют «столичные стили», трансформируют классицистические и барочные мотивы, темы, сюжеты[4]. В узком, конкретно-историческом значении примитивизмом называют течение в живописи, зародившееся в конце XIX — начале XX века. Оно проявилось в обращении к традициям народной гравюры средневековья, в имитации народных картинок, лубков[5]