Веркаде, Ян


Йоханнес Сикст Герардус Веркаде, или Ян Веркаде (нидерл. Johannes Sixtus Gerhardus, Jan Verkade; 18 сентября 1868, Зандам, Нидерланды — 19 июля 1946, Бойрон), впоследствии Виллиброрд Веркаде (Willibrord Verkade) — голландский живописец-постимпрессионист и символист. Ученик Поля Гогена и друг Поля Серюзье, он принадлежал к кругу художников «Наби» (Les Nabis). Будучи голландским анабаптистом, его творческое и духовное путешествие привело его к обращению в католичество и принятию обета бенедиктинского монаха под именем Виллиброрд. Он стал членом Бойронского аббатства (Баден-Вюртемберг) и продолжил свою работу в качестве священника, тесно сотрудничая с Дезидериусом Ленцем, лидером Бойронской художественной школы. Веркаде оказал большое влияние на дальнейшее развитие нового бенедиктинского искусства.

Ян Веркаде родился в Зандаме, в семье Эрикуса Веркаде, основателя собственной пекарни. Его отец принадлежал к секте меннонитов, враждебно относившейся к католицизму. В 1877 году семья переехала в Амстердам, и Яна с братом-близнецом отправили в религиозную школу-интернат в Ойстервейке. С 1883 года они посещали Handelsschule в Амстердаме.

Посещение с семьёй Кёльнского собора и Трира пробудило в Веркаде страсть к искусству. Он использовал любую возможность, чтобы учиться и рисовать в галереях Рейксмюсеума в Амстердаме и, вопреки желанию отца, чтобы сын продолжил семейное дело, решил учиться в Государственной академии изящных искусств Амстердама.

После двух лет в Академии, разочаровавшись в её бездуховной атмосфере, Веркаде в феврале 1891 года переехал в Париж, где Мейер де Хан познакомил его с Полем Гогеном. Его пребывание в Париже было коротким, но насыщенным. В то время бунт символистов против натурализма и реализма был в разгаре; в кафе «Вольтер» он встретил литературных символистов, окружавших фигуру Жана Мореаса, в том числе критика Шарля Мориса, Альбера Орье, Жюльена Леклерка и поэта Адольфа Ретте. Время от времени в кафе появлялся Поль Верлен[4][5].

Веркаде был подвержен эзотерическому мистицизму, интересу к каббале и магическим искусствам восточных учений, которые интересовали поэтов-символистов, но придерживался канонов христианства. После отъезда Гогена на Таити в апреле 1891 года Веркаде присоединился к группе художников Понт-Авена. Проведя некоторое время в Ле-Пульдю, в 20 км от Понт-Авена, он на четыре месяца уехал домой в Амстердам, затем вернулся в Париж. Он посещал собрания наби в мастерской Поля Рансона, вооружившись Библией, катехизисом, «Исповедью» святого Августина и книгой «Великие Посвящённые» (Les Grands Initiés) Эдуарда Шюре.